Товарные знаки очень разнообразны, но иногда встречаются особенные, нестандартные, совершенно непохожие на остальные. Разработать такой товарный знак, а затем еще и получить для него правовую охрану, - настоящий успех для компании. Одним из таких товарных знаков, на мой взгляд, является зарегистрированный товарный знак США для среза батончика SNIСKERS. Да, этот аппетитный срез из слоев орехов, нуги, карамели и шоколада, который нам был показан тысячи раз в рекламе и который моментально всплывает в памяти при слове SNIСKERS, является товарным знаком. Правда, правообладателю знака, компании Mars, пришлось приложить немалые усилия для получения регистрации. Но все по-порядку.
Итак, 6 октября 2011 года компания Mars, производитель знаменитых шоколадных батончиков SNICKERS, подала заявку на регистрацию товарного знака "для поперечного среза сладкого батончика, состоящего из рыжевато-коричневого слоя с арахисом и нижнего слоя песочного цвета, вокруг которых изображен слой коричневого цвета". Знак был заявлен для товаров 30 класса "конфеты, батончики".
Через несколько месяцев патентное ведомство США сообщило заявителю, что заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку является описательным в отношении заявленных товаров, а именно: представляет собой изображение поперечного среза заявленного товара, то есть батончика, в отношении которого заявитель просит предоставить охрану.
Закон о товарных знаках США, как впрочем и законодательство других стран, запрещает регистрацию описательных обозначений в качестве товарных знаков. Описательные обозначения указывают на качество, свойство, вид, назначение, происхождение товара или услуги, в отношении которых заявитель просит предоставить охрану. Описательным обозначениям не предоставляется правовая охрана, поскольку у любого лица может возникнуть необходимость использовать данное обозначение для характеристики или описания товара или услуги. Но описательное обозначение может быть признано охраноспособным в том случае, если заявитель сможет доказать приобретенную различительную способность в результате его использования.
В ответ заявитель сообщил, что заявленное обозначение приобрело различительную способность в ходе его интенсивного использования. Заявитель сообщил, что изображение среза батончика SNICKERS активно используется в рекламе, по крайней мере, с февраля 2007 года. Также заявитель утверждал, что изображение среза настолько популярно, что оно уже является неотъемлемым элементом бренда SNICKERS. Объемы продаж батончика SNICKERS в тех точках сбыта, где демострировалась реклама с изображением среза батончика, составляют с 2007 по 2012 годы миллионы долларов США. Также на главной странице сайта snickers.com первое что видят посетители - изображение заявленного обозначения. В поддержку своих аргументов Mars представила документы, фотографии рекламы, упаковки, скриншоты официального сайта батончика SNICKERS.
Представленные доказательства об использовании изображения среза батончика в течение пяти лет не убедили ведомство, что заявленное обозначение приобрело различительную способность. Ведомство в ответ сообщило, что необходимо предоставить дополнительные доказательства, поскольку заявленное обозначение является реалистичным изображением заявленного товара, то есть слишком описательным. Чем выше степень описательности, тем больше требуется доказательств о приобретенной различительной способности.
Mars пришлось предоставить еще больше доказательств в пользу регистрации своего товарного знака: расходы на рекламу батончика SNICKERS, в которой использовалось заявленное обозначение, в период с 2007 по 2013 год составили более 50 миллионов долларов США, в частности, в 2010 году эти расходы составили более 10 миллионов долларов США, доказательств о том, что с 2007 года заявленное обозначение постоянно появлялось в различных СМИ, как печатная и онлайн реклама, в телевизионной рекламе, в розничных магазинах, в социальных сетях и на различных сайтах, с 2010 по 2013 годы объемы продаж батончика SNICKERS в точках продаж, где использовалось для рекламы заявленное обозначение, составили более 53 миллионов долларов США. Общий объем продаж за период с 2007 по 2013 года в США составил более 7 миллиардов долларов США. То есть Mars настаивала, что такие огромные расходы заявителя на рекламу и объемы продаж товара, на котором расположено заявленное обозначение, доказывают, что заявленное обозначение приобрело популярность и сильную репутацию среди потребителей, а также указывает на источник своего происхождения - компанию Mars.
На этот раз, по мнению ведомства, заявитель был более убедителен. Ведомство приняло доказательства о приобретенной различительной способности заявленного обозначения, и процесс регистрации заявленного обозначения перешел на новую стадию - стадию подачи возражений против регистрации товарного знака от имени третьих лиц. 2 июля 2013 года ведомство опубликовало в официальном бюллетене заявленное обозначение для подачи возражений. В соответствии с Законом о товарных знаках США, если в течение 30 дней со дня публикации никто не подаст возражение против регистрации товарного знака, ведомство принимает решение о регистрации товарного знака.
Но на этом история данного товарного знака не заканчивается, а только начинается. Как правило, против регистрации нестандартных товарных знаков всегда подаются возражения. Конкуренты тщательно следят за товарными знаками друг друга, не позволяя кому-то из них стать монополистом чего-то уникального и очень привлекательного для потребителей. В данном деле возражение было подано от имени самого главного конкурента заявителя, еще одного мирового производителя шоколада - компании Hershey.
Продолжение следует.