Найти тему
890 подписчиков

К 82-ой годовщине разгрома немецких оккупантов под Москвой.

ВПЦ " Вымпел - Байкал "November 15, 2023

https://youtu.be/YPpv0dd5Omw
https://youtu.be/YPpv0dd5Omw

Битва под Москвой.
К 82-ой годовщине разгрома немецких оккупантов под Москвой.
Наш рассказ посвящен героям из 316-й дивизии генерала Панфилова. Сегодня речь пойдёт о подвиге 11 сапёров-панфиловцев, которые ценой собственной жизни на целый день задержали в Подмосковном Строкове продвижение 20 вражеских танков и батальона пехоты и дали тем самым своему полку возможность подготовиться к обороне нового рубежа. Эти отважные ребята остались в тени 28 героев-панфиловцев. Но то, что они совершили и какой вклад внесли в оборону Москвы в ноябре 1941-го, заслуживает вечной памяти! Живой заслон.
В октябре-ноябре полки 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени Панфилова при смене рубежей обороны совершали отход. На период передислокации им требовалось прикрытие. На танкоопасных направлениях такие заслоны действовали как отряды истребителей танков. Обычно таких групп хватало всего на один бой. 17 ноября 1941 года перед младшим лейтенантом Фирстовым и политруком Павловым была поставлена задача: сформировать отряд из сапёров численностью 11 человек, любой ценой отразить ожесточённые атаки немцев и задержать их продвижение в сторону Волоколамска. Каждый из бойцов понимал, что эта схватка станет для них последней. Тяжёлого противотанкового вооружения в распоряжении отряда младшего лейтенанта Фирстова не было. В распоряжении бойцов была только так называемая карманная артиллерия – пулемёт, мины, гранаты и бутылки с зажигательной смесью, которые можно было бросать только на расстоянии 20-30 шагов от танка. Это было страшное сражение – сражение человека с мощной машиной, сражение до последнего вздоха и до последней капли крови.
Помощи не будет.
Около 10 утра 18 ноября 1941 года на позиции 11 сапёров двинулись гитлеровцы общей численностью до батальона пехоты при поддержке двух десятков танков. На первом этапе наши бойцы навязали немцам свою волю. Они смогли отлично замаскироваться. Мощный эффект на гитлеровцев произвела стрельба из крупнокалиберного пулемёта ДШК, производимая Фирстовым из верхнего окопа. Немецкие автоматчики, неся потери от нашего пулемёта, прекратили атаку. Вот что рассказала о том сражении местная жительница Любовь Александровна Недумова : "В день боя мы с соседкой притаились на горе возле школы, а в сотне шагов в окопах стояли наши бойцы, среди них Довжук, крупный, рослый, я его хорошо знала в лицо. Потом на окоп пошёл танк. Ерофей кинул в него одну, другую гранату и крикнул что есть силы: "Не сдамся! За Родину!". Танк задымил. Поднялась стрельба. Мы перепугались и бежали".В течение пяти часов наши сапёры мужественно сдерживали ожесточённые атаки врага. За это время бойцы младшего лейтенанта Фирстова убили и ранили несколько десятков немцев, сожгли два танка и ещё пять вывели из строя. Гитлеровцы были уверены, что против них сражается как минимум батальон, но никак не 11 человек. Сапёры Фирстова знали, что помощи не будет. Последний натиск немцев встречали трое: лейтенант Фирстов и красноармейцы Семёнов и Гениевский. Остальные к тому времени были либо убиты, либо тяжело ранены. К концу боя в живых оставался лишь один младший лейтенант Фирстов. Самой последней гранатой подбил вражеский танк. Позже жена Фирстова узнала страшные детали гибели своего мужа.
Нам рассказали, что немцы захватили Петю тяжело раненным. Истекая кровью, Петя приподнялся и плюнул фашистскому офицеру в лицо. Подошёл пьяный солдат и задушил его на своём ремне. Тело его офицер запретил убирать с дороги, по нему ходили немецкие звери и машины… Как тяжело мне от этого… Последнее письмо от Петеньки получено от 5 ноября. Очень часто перечитываю его письма и обливаюсь слезами…
(Из письма жены Петра Фирстова (Таисии Решетниковой) его сестре Марии (Клочковой) от 25.04.1943). Запрещали хоронить
Трупы всех сапёров были собраны по распоряжению старосты деревни, назначенного немцами. Тогда же всех убитых вывезли за село и сбросили в блиндаж, в котором до отступления размещались артиллеристы. Населению запретили хоронить погибших бойцов. Весной 1942 года, когда немцы были отброшены от Москвы и Волоколамска, при таянии снега блиндаж залило водой. В нём были обнаружены останки 10 бойцов.

Как удалось выяснить позже, одному из сапёров – Глебу Ульченко – всё-таки удалось выжить. Его спрятали и выходили местные жители. К сожалению, до победы он не дожил – в марте 1943 года после очередного тяжёлого ранения красноармеец Ульченко умер в госпитале.

3 июня 1942 года погибшие в бою у Строкова сапёры-панфиловцы были похоронены в братской могиле на окраине деревни. Местные жители рассказали советскому военному командованию подробности этого героического боя. И летом того же года все 11 сапёров были награждены орденом Ленина. Десять – посмертно. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда сразу целый отряд сапёров был награждён высокой правительственной наградой.

В память о совершённом подвиге одиннадцатью сапёрами на месте их гибели установлен мемориал "Взрыв", символизирующий подорвавшуюся на мине немецкую самоходку. Эти стойкие молодые мужчины проявили в бою удивительную волю и силу духа. А главной наградой за их мужество была возможность для их товарищей продолжать битву за Москву, битву за страну во имя Великой Победы! Летом 1942 года командование представило всех участников боя у деревни Строково к присвоению звания Героев Советского Союза (посмертно). «Наверху», однако, решили наградить погибших саперов орденом Ленина. Это единственный случай в Великую Отечественную войну, когда сразу целый взвод саперов был награжден высокой правительственной наградой.
Сегодня этот мемориал также, как и дубосековский, подвергается атакам нелюдей из числа очернителей нашей истории. И самоходка, дескать, не принимала участие в атаке на Строково, и танков подбили не столько. Хотя самоходка была извлечена поисковиками из болота как раз в этих местах, но суть не в этом.
Те же претензии, что и к 28 панфиловцам. И не так все было, и не здесь.
Но герои-панфиловцы стояли насмерть не ради наград и мемориалов. Главной наградой за их мужество была возможность для их товарищей продолжать битву за Москву, битву за страну.
А если кому-то выгодно и сладко от высказывания сомнений в подвиге бойцов генерала Панфилова, то это проблема тех, кого и людьми-то назвать сложно. Но это не их предки намертво вцепились в землю от Ленинграда до Ростова той страшной осенью.
Саперы Фирстова знали, что помощи не будет. Не будет контратак, не будет подкреплений. Они знали, что это их последний бой.
Так что пусть судят подонки и негодяи от истории, мы же просто поклонились героям. Слава и вечная память!