На днях эксперты ветеринарии попытались выяснить, насколько много коров в России страдает от лейкоза. Почему проблема решается так медленно и может ли такое молоко попасть на полки магазинов.
Статистика знает далеко не всех
Уже не первый год в нашей стране действуют ветеринарные правила по борьбе с лейкозом КРС – вирусным заболеванием опухолевой природы, схожим с раком крови. Согласно этим правилам, фермеры обязаны проводить поголовную диагностику всего восприимчивого скота.
По официальной статистике Россельхознадзора, за 2022 год в стране зафиксировали 6,7 тыс. неблагополучных по лейкозу пунктов, в которых заболело 13,6 тыс. голов скота. За первое полугодие нынешнего года выявили 1,3 тыс. неблагополучных пунктов.
Вот только эти цифры не точно отражают действительность. Далеко не все фермеры спешат впускать к себе ветеринарные инспекции.
Почему? Если тест на лейкоз окажется положительным, фермера ждут очень большие убытки. От того и получается, что впустить ветеринара равносильно вопросу о банкротстве.
Есть и еще одна проблема. Ветеринарными правилами разрешается сдавать на молокозаводы продукцию, полученную от инфицированных коров, то есть тех, кто находится в инкубационном периоде или на стадии бессимптомного вирусоносительства, но у кого гематологическая стадия болезни не началась.
Лейкоз у коровы вызывает рак у человека?
А как же пастеризация, спросите вы? А вот тут не все так просто.
По словам директора Самарского научно-исследовательского ветеринарного института Ольги Кустиковой, после пастеризации на предприятии молоко уже не содержит вирус, но в нем остаются продукты метаболизма больных лейкозом животных, обладающие канцерогенным потенциалом.
О возможной связи вируса лейкоза КРС с болезнями опухолевой природы у людей высказываются и другие эксперты.
«Ряд научных исследований указывает на прямую зависимость между количеством больных лейкозом животных в стадах и числом онкозаболеваний, особенно у детей», - Елена Репина, эксперт Молочного Союза.
Кроме того, маркерную провирусную ДНК вируса лейкоза КРС находи ли у большинства (79%) изолятов при онкологии молочной железы у женщин, добавляет эксперт. При этом она отмечает, что также есть исследования, которые это и опровергают.
Как победить лейкоз?
Вот так просто взять и истребить всех больных лейкозом животных нельзя, да и не получится. Как минимум, это поставит на грань выживания всех российских фермеров, ведь речь пойдет уже о миллиардах рублей убытков.
Ветеринарное законодательство было бы эффективнее с продуманной системой компенсации за изъятый скот, что мотивировало бы фермеров не скрывать больное поголовье.
И отличный тому пример - Швейцария, где подобная практика уже сложилась и хозяйствам выделяются средства на покупку нового животного взамен больного.
Откуда в хозяйствах берется лейкоз?
Главная тому причина – это несоблюдение в самих хозяйствах ветеринарных правил. Чаще всего вирус заносится в хозяйство, когда фермеры покупают, как они считают, здоровых животных из стад, в которых выявили заболевание.
Также распространению болезни способствуют несвоевременная обработка ран у животных, работа ферм ров без перчаток и применение многоразовых игл при вакцинации.
«Вирус лейкоза передается с инфицированными лимфоцитами. При этом инфицирующая доза очень мала и со ставляет 0,01 микролитра крови от зараженного животного. Поэтому если вакцинировать все стадо одной иглой и первое животное окажется больным, то вирус на конце иглы закончится примерно на одиннадцатой корове»
Такие вот дела сложились в России с лейкозом. И, к сожалению, ситуация далека от идеала.
А вы пьете магазинное молоко? Что думаете о лейкозе? Не боитесь?
Обязательно поделитесь вашим мнением в комментариях. Оно интересно не только нам, но и другим читателям нашего канала!
Источник: Молочный союз России
Еще один интересный материал: