Инфаркт миокарда как правило, проявляется болевым синдромом, настолько сильным, что пациенты вызывают скорую помощь буквально сразу. Обычно у них нет сомнений, что происходит нечто из ряда вон выходящее, требующее экстренной помощи. Более того, для острого периода инфаркта типичен страх смерти.
Однако бывает и другое отношение к заболеванию, и об этом я планирую сегодня рассказать.
Первая история случилась лет 15 назад.
Однажды, выходя из дома, я увидел бледную, тяжело дышащую пожилую женщину, сидящую на скамейке у подъезда. Это была участковая врач, работавшая на нашем участке. Даже издали было видно, что она в тяжёлом состоянии. Кожа лица была серовато-бледная, что характерно для острой сердечной недостаточности, таких больных я часто вижу в реанимации. Я спросил, не нужна ли помощь. «Нет, всё в порядке, у меня такое в последнюю неделю часто бывает по утрам. Сердце при ходьбе зажимает, и дышать тяжело. Сейчас посижу немного, и всё пройдёт», - ответила она. Во время разговора я уже держал её за руку, пытаясь нащупать пульс. Рука была холодной и мокрой от обильно выступившего пота. Нитевидный, еле определяющийся пульс с перебоями не оставлял сомнений – пациентка в кардиогенном шоке, и нужна срочная госпитализация. Я вызвал бригаду скорой помощи, которая приехала очень быстро, буквально через несколько минут. По-видимому, она находилась в дороге где-то недалеко, и вызов был передан по рации. Пациентку сразу взяли в машину, и ЭКГ показала несомненные признаки крупноочагового переднего инфаркта. Женщина была госпитализирована, и её удалось спасти, об этом мне рассказали соседи по дому, обращавшиеся к ней за помощью. Правда, долго работать на участке она не смогла. Выйдя на работу после длительного больничного, она поняла, что такая тяжёлая работа не для неё, и вышла на пенсию.
Интересно, что опытная врач, сама неоднократно оказывавшая помощь кардиологическим пациентам, не распознала у себя признаки нестабильной стенокардии.
«Сжатие в груди при ходьбе по утрам», возникшее недавно – это и есть типичный симптом нестабильной стенокардии, иначе говоря, предынфарктного состояния. Вообще, утро – характерное время для стенокардии.
Второй похожий случай произошёл в этом месяце.
В самом начале ноября ко мне в реанимацию бригадой скорой помощи был доставлен 46-летний пациент, жаловавшийся на одышку в покое и сжимающие боли за грудиной. Он был госпитализирован бригадой скорой помощи прямо с улицы, и от возникновения болей до осмотра в палате реанимации прошло всего минут сорок. На ЭКГ изменения ещё не успели появиться, но клиническая картина неопровержимо свидетельствовала в пользу острого коронарного синдрома. Я уже попросил медсестёр приготовить его к операции. И вдруг… пациент сказал мне, что отказывается от госпитализации. Боль прошла, а находиться в больнице ему не захотелось. Он отказался даже сдать анализы. Никакие уговоры, запугивания и увещевания не подействовали – пациент просто ушёл домой.
Я думал, что больше никогда его не увижу, но по удивительному стечению обстоятельств вскоре пациент был вновь доставлен в нашу реанимацию, причём опять в моё дежурство. Несколько дней он продолжал работать водителем грузовика, и однажды вечером вызвал скорую помощь, так как симптомы, похожие на те, с которых начиналась болезнь, повторились. Вновь сильные боли в груди сжимающего характера и одышка. На ЭКГ были видны изменения, характерные для инфаркта, произошедшего несколько дней назад. Пациент был подан в операционную, и на коронарографии была выявлена окклюзия правой коронарной артерии, что и явилось причиной инфаркта. Стент, конечно, был поставлен, но обойтись без сердечной недостаточности уже не удастся – сформируется рубец. Как было бы хорошо провести стентирование во время первой госпитализации! Но нет – пациент выбрал себе другую судьбу. Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы пациент умер за рулём грузовика.
Итак, острый инфаркт миокарда может сопровождаться интересным психологическим феноменом – отрицанием болезни!
Иногда на людей удаётся воздействовать, как в случае с первой пациенткой. По-видимому, она просто не имела сил спорить – при столь тяжёлом состоянии не до препирательств. У второго пациента инфаркт протекал легче. Объём поражения сердца при нижних инфарктах обычно невелик, и, следовательно, они могут не сопровождаться тяжёлой сердечной недостаточностью.
Для описанного состояния существует термин анозогнозия. Этим словом обозначают отрицание пациентом наличия у него заболевания. Чаще всего это состояние возникает у неврологических больных, но бывает она и у пациентов, страдающих инфарктом. Психологи утверждают, что риск развития этого состояния зависит не от пола, возраста и социального статуса, а лишь от личностных характеристик.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.