ОТВЕЧАЕМ на ВОПРОС - Можно-ли установить в автомобиль реле особой прочности и надежности - КОНТАКТОР ТКС201ОДЛ ?
Вопрос не риторический, а вполне практический.
Контакторы были разработаны и адаптированы для нужд Армии и в их надежности сомневаться не приходится. В эпоху засилья "высоких технологий" с качеством по типу "одноразовых изделий", хочется иметь узлы и модули в своём авто немного понадежнее.
Контакторы хорошо знакомы тем кто хорошо знаком с авиационной техникой и речь пойдет об одном из узлов коммутации - контакторе ТКС201ОДЛ .
В бортовой сети вертолета МИ-8 контактор служит для коммутации электроцепей с большими токами что для автомобилиста весьма приятно
Контактор обеспечивает надежное соединение (коммутацию) контактов, но чем он тогда отличается от обыкновенного реле ? Почему в авиации для силовых цепей используют именно контакторы, а не реле ?
КОНТАКТОР ГОРАЗДО ЭКОНОМИЧНЕЕ ЧЕМ РЕЛЕ
Давайте разберемся почему.
При включении реле и контактора импульс тока для срабатывания замыкающего контакты якоря нужен определенной величины и обеспечить такой ток может только хорошая обмотка с толстым проводом.
После срабатывания реле обыкновенного ток в его обмотке остается большим для обеспечения магнитной силы прижимающей контакты реле, а вот в контакторе ток падает и становится мал, но контакты при этом удерживаются не менее надежно.
И, хотя суть работы у этих электромагнитных приборов одинаковая, контакторы куда более практичны и надежны. НЕ ДАРОМ и цена у этих "релюшек" явно не подарок - десятки тысяч рублей. К примеру ТКС201ОДЛ Контактор производства СССР, высочайшего качества с гарантией и сертификатами продается за почти 50 000 рублей, что весьма весомо по сравнению с ценой французского автомобиля на нашем рынке "Зеленый Угол" - 60 000 р.
Ну это для тех кто собирался покупать страшно, а вот для нас на Дальнем Востоке контактор не редкость и даже у Автора есть пяток таких "релюшек".
Для себя лично я провел ряд экспериментов с целью выяснить - Можно или нет запустить на срабатывание контактор от 12 вольт, что имеются в бортовой сети каждого автомобиля. Результаты эксперимента интересные, но вывод делать - рано торопиться ! Контактор срабатывает и от 12 вольт.... но ....
КАЧЕСТВО - СИЛА УДЕРЖАНИЯ КОНТАКТОВ СИЛЬНО УМЕНЬШАЕТСЯ!
Это обусловлено конструкцией и сила магнитная, которая зависит от напряжения на обмотке удержания контактов, будет тем меньше чем меньше напряжение батарей.
Чтобы узнать на какое напряжение рассчитан контактор надо правильно уметь читать его маркировку. Давайте вместе прочитаем параметры ТКС201ОДЛ
Расшифровка условного обозначения: ТКС201ОДЛ
Т - номинальное напряжение цепи обмотки управления 27 В;
К - контактор с питанием цепи управления постоянным током;
С - значение номинального тока в цепи главных контактов, обозначает разряд:
- буква Д - десятки;
- буква С - сотни.
2 - указывает количество единиц данного разряда;
0 - число независимых размыкающих контактов;
1 - число независимых замыкающих контактов;
О - максимально допустимая температура окружающей среды: О - 85°С;
Д - длительный режим работы;
Л - облегчённый вариант исполнения.
-------------------------------------------------------------------------------------
Мы смогли убедиться, что литера Т обозначающая 27 вольт развеяла наши мечты об установке контактора ТКС201ОДЛ в автомобиль.
А ВЕДЬ ТАК ХОТЕЛОСЬ ТАКУЮ ШТУКУ ВСТАВИТЬ
Контактор ТКС201ОДЛ электромагнитный, одноцепевой, включающий, облегчённый, со вспомогательным выводом, с обмоткой рассчитанной на включение в сеть постоянного тока с номинальным напряжением 27 В.
Предназначен для работы в электросистемах объектов авиационной техники, аппаратуры общего и специального назначения, эксплуатируемых в любых климатических условиях, включая тропические.
Обеспечивает коммутацию электрических цепей постоянного тока напряжением от 18 до 31,5 В и переменного тока напряжением до 220 В частотой от 50 до 1050 Гц.
Контактор ТКС201ОДЛ имеет один независимый замыкающий контакт и один вспомогательный вывод на ток от 0,2 до 200 А.
Режим работы - продолжительный.
Тип корпуса - зачехлённый, облегчённый.
Климатическое исполнение контактора ТКС201ОДЛ: общеклиматическое «О», категория размещения «2» по ГОСТ 15150-69.
Категория качества: «ОТК», «ВП». Технические условия: 8А0.361.028ТУ.
Основные технические характеристики контактора ТКС201ОДЛ:
● Диапазон напряжений в цепи управления постоянного тока, В ...... 21-31,5;
● Потребляемый ток в цепи управления, А, не более ...... 0,39;
● Диапазон токов коммутируемой цепи, А ...... 20-200;
● Диапазон токов вспомогательного вывода, А ...... 0,2-5;
НО НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ ГОСПОДА АВТОМОБИЛИСТЫ!
Контакторы ведь не только в вертолетах военных ставились , они и в автомобилях очень даже часто применялись и применяются и стоят не так забубенно как авиационные.
Контактор 12В, 100А Газ 3102, 3301, ПАЗ672Г, КАВЗ 685Г, МТЗ 80, 100 КТ 125.
Стоит такой контактор 2-3 "тысчи" - это вам не вертолет! И к машинной эксплуатации он заведомо готов.
Ну, а , завалявшийся "в хозяйстве", контактор ТКС201ОДЛ пригодится. К примеру ТЭНы в теплицах или бане включать или отключать. Насосы мощные, систему подачи воды при пожаре на автоматике, да и ворота в гараже или на даче открывать - контакторы они мороза не боятся , в отличие от тиристоров или всякой там полупроводниковой электроники.
Вот как-то так.
Компанец Дмитрий
Владивосток.