Дорогой читатель, вновь прошу тебя не воспринимать написанное слишком серьезно и не относиться к этому как к анализу сказки. Ибо речь сегодня не о сказке, а о суровой и депрессушной реальности, выплеснутой на картинку.
Что тут происходит? Красная Шапочка полюбила Волка. Судя по соотношению их размеров, Волк тут явно не в роли любимого домашнего питомца. Больше он похож на партнера. Что же подтолкнуло девочку выбору столь опасного спутника? Логично, если партнером Волка становится Волчица, но Красная Шапочка, мягко говоря, не очень похожа на волчицу. Скорее всего, мотивы ее выбора родом из детства. Включим фантазию и представим, что могло бы быть до и после этой картинки.
Нестабильные отношения в семье, скандалы, отсутствие чувства безопасности, эпизоды насилия, как минимум словесного или эмоционального. Непредсказуемое поведение родителей: в ответ на одно и то же они могли в один момент выказать умиление, а в другой – орать матом. Ребенку-то казалось, что взрослые реагируют на его поступки, а реально их поведение определялось уровнем алкоголя в крови. Или свои проблемы в отношениях они выплескивали на ребенка, такое тоже бывает. И теперь в собственных отношениях девочка ищет на одно место приключения подобные эмоциональные качели. Ибо другого опыта нет, спокойные мужчины не цепляют, скучно с ними.
Волк сначала может представляться девочке страшным, но по-своему очаровательным. Ну или она считает, что за острыми зубами, косматой шерстью и жутким голосом разглядела в нем добрую, но несчастную душу, которую сможет отогреть и направить на путь истинный. Узнаете Спасателя из треугольника Карпмана?
Предположим, что Волк тоже дефективный не стал сразу есть Красную Шапочку, а у них все же началась совместная жизнь. Однозначно, лучше такое видеть в кино, чем переживать в реальности. Сначала из-за доброй и несчастной души нет-нет, да и покажется злобное нутро Преследователя из вышеназванного треугольника – то к бабушке не ходи, то цветы не собирай, то сидишь не там, то смотришь не так. Девочка стремится зверю угодить, но каждый раз это получается все хуже, самооценка накрывается медным тазом, связь с внешним миром тоже. И вот уже девочка – Жертва. Чахнет, плачет. Волк – он, конечно, зверь, но не совсем уж конченный. Жалко ему становится девочку. Цветов там нарвет ей, ягод, бусики подарит, к Бабушке разок отпустит. Спасателя включит.
-Ах ты чучело зубастое, всю молодость мне испоганил! – припомнит ему однажды Шапочка. И вот уже она - Преследователь.
Если размеренная жизнь надоела – добро пожаловать в драматический треугольник Карпмана. На выбор три роли – Жертва, Спасатель, Преследователь, можно играть по очереди. Драматизм в том, что погружение в роль и смена ролей происходят неосознанно.
Жертва – выглядит беспомощной, пассивной, не может (не умеет, боится) взять на себя ответственность за происходящее, ждет, что ее спасут.
Спасатель – всегда «на стороне добра», стремится самоутвердиться за счет Жертвы («он без меня пропадет»). Может из благих побуждений залюбить до смерти. Боится признать собственное бессилие или ограниченность возможностей.
Преследователь – склонен во всем винить Жертву, опять же самоутверждаясь за ее счет. Много времени и сил тратит на контроль Жертвы. Агрессию может выражать как в активной форме (крик, ругань, упреки, побои), так и в пассивной например, отказ что-либо делать). Боится признать собственную ранимость, уязвимость, слабость.
Переход из роли в роль и взаимодействия внутри треугольника могут продолжаться сколь угодно долго. Эмоции бьют ключом, скуке места нет. Драматизм со временем может нарастать (например, от упреков Преследователь переходит к побоям, Жертва попадает в аварию и т.д.), а сама игра – закончиться со смертью участников. Хотя нет, не закончится – на эти роли придут новые люди.
Можно ли что-то изменить? Или чем может помочь психолог (психотерапевт, коуч и т.д.)?
Перво-наперво, это осознание того что происходит в данный момент и какая из ролей треугольника Вас захватила. Вы не тождественны роли, как и роль не тождественна Вам. Можно прямо для себя проговорить: сейчас я в Жертве, или в Спасателе и т.д. При определенных усилиях роли трансформируются в более экологичные: Жертва становится Героем, Спасатель – Мотиватором, а Преследователь – Философом. Но об этом уже в следующей статье.