Михаил Леонидович Томилин Г. Клин
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ), которая отражает официальную точку зрения российской исторической науки говорится: «ЗОЛОТАЯ ОРДА (Улус Джучи), государство на территории Ср. Азии, совр. Казахстана, Сибири и Вост. Европы в 13–15 вв. Назв. «З. О.», производное от назв. парадного ханского шатра, как обозначение гос-ва впервые появилось в рус. сочинениях во 2-й пол. 16 в. Русские земли оказались под монголо – татарским игом, однако вопрос о том, считать ли их частью З. О., остаётся не прояснённым. Русские князья получали ярлыки ханские на княжение, выплачивали ордынский выход, участвовали в некоторых войнах ордынских ханов и пр. При соблюдении лояльности к ханам рус. князья правили без вмешательства ордынских властей ..»
То есть историки до сих пор не пришли к однозначному выводу считать ли русские земли частью «Золотой орды»
Вопрос - есть ли разница в политической зависимости Руси от Орды и вхождении Руси в Орду?
Почему Русь не входила в Орду
«Кочевая монгольская империя», от Руси до границ китайской империи Сунь, просуществовала как единая структура не более 20 лет и распалась в 1259 году. Когда окончательно был завоеван Китай, земли средней и передней Азии, Золотой Орды уже не входили в одно государство с империей Юань, объединившей Монголию и Китай.
Некоторые завоеванные территории, попавшие под контроль чингизидов вне Дальнего Востока, определенное время продолжали формально подчиняться Каракоруму, даже отправляли контингенты войск для завоевания китайской империи Южная Сунь. Так в Ханбалыке (Пекине), столице Юань, появился отряд Русской гвардии наряду с другими иноплеменными гвардиями. Но с 1265 года монголы Средней Азии начали постоянные войны с великим и монгольским ханом и императором Юань. На этом закончилась «кочевая монгольская империя» от последнего до первого моря. Об этом подробно писалось на ВО в цикле, посвящённом войне монголов против китайских государств. Поэтому Русь и не могла входить в монгольскую империю на территории Китая, Юань (1271–1369 гг.). Не входила она и в состав кочевой орды Восточной Европы, именуемой Золотой …
Во-вторых, на протяжении всего татаро-монгольского ига эти отношения менялись и эволюционировали, Орда была неустойчивой «степной империей», в которой частенько возникали свои смуты и «замятны».
Дань или ордынский выход был крайне тяжелым и постоянным экономическим бременем, назначающимся произвольно. Она сопровождалась набегами, чрезвычайными сборами, «подарками» и постоями. Попытка применить по отношению к Руси систему взимания дани или «числа», заимствованную в Средней Азии, провалилась.
Практически одновременно с началом формирования системного взимания сборов с захваченных или покоренных земледельческих обществ начался и распад недолговечной «империи монголов»: не было никаких возможностей в условиях Средневековья управлять такой огромной территорией. Ханьская империи Южная Сунн (то есть собственно Китай) была захвачена монголами только в 1279 году.
Городское вооруженное движение в Суздале, Новгороде и других городах не дало возможности собрать «число» посредством внешних сборщиков: вначале баскаков-наместников, затем мусульманских купцов-откупщиков, представителей не Золотой Орды, а Каракорума. Несмотря на репрессии со стороны татар, при вынужденном участии русских князей, эти две системы не смогли удержаться на Руси. Благодаря активному сопротивлению волостей, сбор ордынского «выхода» переходит к «местной администрации». Переход сбора даней к русским князьям с начала XIV века обеспечил им финансовый ресурс. Это даст им возможность отстаивать самостоятельность Руси и своих вотчин.»
«Как монголы изменили исторический путь Руси» https://topwar.ru/213172-kak-mongoly-izmenili-istoricheskij-put-rusi.html
На статью «Кочевая империя монголов. Как и почему» https://topwar.ru/185582-kochevaja-imperija-mongolov-kak-i-pochemu.html обратил наше внимание Станислав Глушков: «Российская и западная историография конца ХХ – начала ХХI века считает, что причиной возникновения кочевых империй (и не только монгольской) стали жадность и хищническая натура степняков, перенаселение степи, климатические катаклизмы, потребность в материальных ресурсах, нежелание земледельцев торговать с кочевниками и наконец, предназначенное им свыше право завоевать весь мир (Флэтчер Дж.). В западной историографии также не сбрасывают со счетов личный фактор и харизму вождей (О. Притцак).
Кочевое хозяйство не могло производить излишков для поддержания иерархических формирований, не участвующих в производстве. Поэтому многие исследователи считают, что кочевники не нуждались в государстве (Т. Барфилд).
Под империей кочевники подразумевали рабское или полурабское повиновение всех, кто встречается на пути. Цель скотовода состояла в получении добычи, будь то охота или война, для простого обеспечения семьи и пропитания, и к этой цели он шел без колебаний – «экзоэксплуатация». Используя известные ему алгоритмы: атака, обстрел, обманное бегство, засада, снова обстрел, преследование и полное уничтожение противника, как конкурента или как помеху на пути к пропитанию или наслаждению. Монгольский террор по отношению к населению из этого же разряда: уничтожение ненужных конкурентов по еде и размножению.
В таком случае ни о какой империи или тем более государстве в полном смысле этого слова говорить не приходится. Первые ханы совершенно искренне не могли понять, зачем нужна государственная казна?
Монголов мало волновали вопросы посильности налогов или вопросы воспроизводства и жизни подданных. Как в случае и с русской «данью неимучей», их интересовали просто продукты и чем больше, тем лучше, поэтому сборы налогов отдавались на откуп авантюристам с Ближнего и Среднего Востока.
Поэтому и утверждения о том, что Русь стала частью «мировой империи», не соответствуют историческим реалиям. Русь попала под иго степняков, вынуждена была взаимодействовать с ними, не более того»
Почему Русь входила в Орду
Неоднозначное мнение есть у Андрея Петровича Девятова, бывшего разведчика в Китае, китаиста, одного из основателей «Небополитики» о том, что Русь входила в государство чингизидов.
«Цивилизационным кодом Орды Чингисхана была не общая идеология (как, например, в Социалистическом лагере Сталина). И не единая религия (как в Халифате мусульманских народов). И не экономические интересы (как в современном Европейском Союзе). Но этика, сформулированная в Великой Ясе. А этика эта была проста: жить честно, по правде и справедливости. Честность обеспечивалась круговой порукой. Правда была выше прав. Справедливость же понималась как возвышение лишь «лично годных» и суровое наказание всех отступников смертной казнью. Эта этика была принята как знатью, так и народами Руси, вошедшей в XIII веке в единое государство (иго) Чингисхана, получившее на тюрки имя «Хамаг монгол улус».
Хамаг – значит «все вместе». Монгол – это имя, которое сам Чингисхан дал объединению племен и народов составивших новую общность людей. Отдельных племен с именем «монгол» тогда не было. Никаких документов государства Чингисхана на монгольском языке не обнаружено. Яса была написана на тюрки уйгурским письмом. А исходный текст «Сокровенного сказания монголов» дошел до наших дней лишь записанный китайскими иероглифами.
Гениальность Чингисхана заключалась в том, что ради единства созданного им государства-войска, он убрал на второй план его родоплеменное деление. В каждом десятке, сотне воинов он собирал представителей разных родов. И это правило было нерушимо. Если воин пытался перейти из одной десятки в другую к соплеменникам – это каралось смертью. Так достигалось объединение людей. Смертная казнь ждала и каждого, кто оставит в беде на поле боя своего соратника, не зависимо какого он был рода-племени. Так достигалась взаимовыручка. Вот и возникла новая общность людей с именем монгол. Название монгол тогда носило собирательный политический характер. Не было ни титульных, ни рабских родов, в бою все были равны перед смертью.
Что же приняла Русь в свой цивилизационный код из того, что по-китайски называется «иго» - единое государство, на 300 лет стершее границы между народами от Тихого океана до Дуная - за тот период, пока власть этого «иго» твердо стояла на этике всецело подчиненной Безличной Воле Неба (ТяньИ). Дух же Чингисхана и величие единого государства иссякли навсегда с принятием ханами буддизма, ислама и, кое-где, христианства.
Здесь следует заметить, что историю Чингисхана с обидой писали покоренные народы: китайцы, персы, арабы, русские. Историю же «татаро-монгольского ига» в России вообще написали в XVIII веке немцы, с чем боролся Ломоносов М.В. Факт, но «монгольское нашествие на Русь» за семь поколений не оставило никаких следов в русском языке, все заимствования (примерно 250 слов типа караул, деньга, товар) тюркские.
Так вот, приняла Русь принцип круговой поруки, который в отличие от западного индивидуализма «мое» и обезличенного коллективизма «наше» в практике жизни без расхождения между словом и делом последовательно отстаивает «свое»."... Андрей Петрович Девятов «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД СВЯТОЙ РУСИ» https://www.razumei.ru/lib/article/1711
Итак вопрос о вхождении Руси в Орду остается открытым. Чингизидами были завоеваны и включены в свое государство Китай и Персия, а это древние государства со сложившимися системами управления, от них навыки по управлению государством и армией переняли чингизиды, кроме того : "Наряду с кочевым тюркским населением в Золотой Орде имелось немало оседлого земледельческого населения. Прежде всего, это волжские болгары. Далее, на Дону и Нижней Волге, а также в степном Крыму, жили потомки хазар и многочисленных народов, входивших в давно сгинувший Хазарский каганат, но местами ещё сохранявших городской образ жизни: аланов, готов, булгар и др. . На крайнем северо-западе власти Орды подчинялись мордва, марийцы, удмурты, коми-пермяки ...» - можно ли назвать такое государство кочевым? По нашему мнению - нет. Вопрос - как смогли чингизиды завоевать Китай и Персию, не имея навыков управления государством и армией?!!!
Р.S. Путин, поздравляя граждан России с наступающим Днем единства 4 ноября сего года говорил о противостоянии с Западом и вспомнил Александра Невского и Орду: «Он (Александр Невский) ездил в Орду, кланялся ордынским ханам, получал ярлык на княжение - в том числе и прежде всего для того, чтобы эффективно противостоять нашествию с Запада. Почему? А потому что ордынцы вели себя нагло, но они не затрагивали главного - нашего языка, традиций, культуры, на что претендовали западные завоеватели. И вот это - самое главное, потому что если разрушается культура, традиции и история народа, то народ постепенно начинает исчезать как этнос».