Найти тему

Регистрация без ОСАГО: а что, так можно? Уже скоро, возможно…

Необходимость ОСАГО при регистрации транспортного средства толкала автовладельцев на приобретение полисов сомнительного качества в сомнительных пригаишных конторках
Необходимость ОСАГО при регистрации транспортного средства толкала автовладельцев на приобретение полисов сомнительного качества в сомнительных пригаишных конторках

В Госдуме рассматривается предложение о том, чтобы не требовать полис ОСАГО при постановке транспортных средств на учет в ГИБДД. В первом чтении предложение уже одобрено.

Как известно, сейчас при регистрации автомобиля, мотоцикла, автобуса и пр. транспортных средств в органах Госавтоинспекции требуется полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев. С недавних пор его не обязательно предъявлять в бумажном виде, однако он должен быть в электронной базе Российского союза автостраховщиков (РСА).

При отсутствии полиса в этой базе регистрационное подразделение обязано отказать в постановке на учет — таково требование закона.

Казалось бы, какая связь между регистрацией ТС и страховкой ОСАГО? Правильно: никакая. Однако норма эта была введена несколько лет назад для того, чтобы не допускать эксплуатации транспортных средств без страховки.

Однако недавно глава комитета по транспорту Евгений Москвичев предложил исключить полис «автогражданки» из перечня документов, иметь которые необходимо для регистрационных действий, связанных со сменой владельца. Чтобы предложение начало действовать нужно будет внести изменения в законы «Об ОСАГО» и «О безопасности дорожного движения».

Что двигало главным транспортником Госдумы не известно. Вполне возможно, жалобы многочисленных мотоциклистов, которые не могли зарегистрировать своих двухколесных коней по причине тотального саботажа страховыми компаниями обязанности заключать публичные договоры. Я, например, с этой проблемой начал регулярно сталкиваться каждую весну вот уже года четыре подряд (хотя раньше, по крайней мере, для столичного региона, такие отказы были редкостью). О чем и писал здесь неоднократно. В одной из крайних публикаций на эту тему я даже выдвинул предложение отменить необходимость предъявления полиса ОСАГО при постановке на учет, коль уж государство не в силах заставить страховщиков исполнять федеральный закон.

Наверно, таким вагончикам возле МРЭО недолго жить осталось
Наверно, таким вагончикам возле МРЭО недолго жить осталось

Ведь если нет ОСАГО, то нет и регистрации. А это значит, что собственник не может законно пользоваться своим транспортным средством, за которое заплачены все причитающиеся казне налоги и акцизы.

Проигрывает от этого и государство, потому что транспортный налог за незарегистрированное ТС не уплачивается. В общем, сплошные минусы и негатив в настроении.

Некоторые высокосидящие и при этом здравомыслящие головы предлагали даже, в качестве временной меры, вообще наложить мораторий на ОСАГО — ну, пока все не устаканится. Однако к ним не прислушались. Но, видимо, все же услышали, если такой законопроект попал в Думу.

Правда, компетентные люди утверждают, что против него выступает Центральный Банк России. Он в деле страхования является регулятором, поэтому его голос имеет не последнее значение. Центральный Банк не против предлагаемого новшества, но лишь в том случае, если на дорогах страны вдруг резко появятся камеры, фиксирующие тех, кто ездит без ОСАГО. Центробанкиры прекрасно понимают, что по-другому никак не заставить наших водителей оформлять страховку.

Кто победит — пока не ясно. Но уже известно, что законопроект в целом одобрен. Осталось ему пройти еще два чтения, одобрение Советом Федерации и дождаться подписи президента.