Ну, что, с весной вас, дорогие читатели? Да, наверно уже можно начинать поздравлять.
Автомобилисты скоро станут менять зимние шины на летние, а мотоциклисты… А мотоциклисты опять начнут испытывать проблемы с оформлением ОСАГО.
Государство обязало нас всех иметь этот вид страховки, утвердило тарифы, выдало лицензии страховым компаниям, которые получают эти лицензии и… отказывают клиентам в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
То есть, гражданин идет в лицензированную государством страховую компанию, а эта самая компания, лицензированная государством, ему отказывает. То бланков у нее нет, то «Ой, это только в центральном офисе», то кончились выделенные Российским союзом автостраховщиков (РСА) номера электронных полисов…
Эти отмазки можно считать условно законными или как бы независящими от страховщика.
А вот дальше начинаются совсем незаконные: «Страхуем только с местной пропиской», или «Машины старше десяти лет не страхуем», «Грузовиками не занимаемся» и «Мотоциклы нам запретили страховать».
И это при том, что лицензия выдается на страхование всех видов транспортных средств, подлежащих ОСАГО. А байки про «только местную прописку» — так это вообще нарушение Конституции страны!
Но, тем не менее, в разных вариациях эти самые отмазки гуляют из года в год из губернии в губернию. Особенно страдают от отказов в оформлении ОСАГО мотоциклисты. А если еще и прописка не местная, то пиши пропало.
Государство, делая вид, что заботится о нуждах населения, придумало электронное ОСАГО. Как раз именно для того, чтобы гражданин не ходил из одного офиса СК в другой, из офиса одной СК в офис другой, стаптывая последние башмаки и выслушивая высосанные из пальца байки, а мог спокойно сесть за компьютер и на официальном сайте любой страховой компании заключить договор страхования.
Первое время так оно и было. Все работало более-менее нормально. Но потом страховщики придумали, как помешать прогрессу. Начали, например, вводить капчу (якобы для защиты от ботов и спам-атак), но не простую, а с… греческими/грузинскими/ивритскими буквами.
Потом и за это получили они «по шапке» от регулятора — Центрального Банка России.
До нынешнего года от антимотоциклетной направленности страховщиков страдала в основном провинция. Москва и столичная область как-то держались. Но в этом году сломались и они.
И это ощутил я на собственной шкуре.
Не из-за того, что мне прямо вот так уж сильно нужна страховка. Езжу я аккуратно, в ДТП по своей вине не попадаю, и потому бояться меня окружающим не нужно. Оттого и в ОСАГО не нуждаюсь. Но государство нас всех обязало, поэтому — надо выполнять. Кроме того, без ОСАГО транспортное средство на учет в ГИБДД не поставят. А я как раз надумал один и мотоциклов своего мотопарка зарегистрировать.
Несколько часов просидел на сайтах десятка страховых компаний, в основном тех, где я уже неоднократно ранее оформлял ОСАГО на мототехнику, — и нечего не получилось! После ввода всех данных, а иногда даже произведенного расчета стоимости (т.н. страховой премии) на самом последнем этапе сайт предлагал перейти через сайт РСА к одному из «гарантированных страховщиков», обычно «третьего дивизиона» в рейтинге. А это мне очень не хотелось. Или сваливал всю вину на РСА, в базе которого якобы проводятся какие-то сервисные работы. И так несколько дней.
Личные визиты в офисы страховых компаний тоже не привели к заключению договора ОСАГО. Как только слышали, что у меня мотоцикл, тут же отвечали, что сделать ничего не могут: Москва им запретила. На вполне естественный вопрос — и как же мне быть? — отвечали: «Катайтесь без страховки». Когда я говорил, что мне ОСАГО нужно для регистрации — разводили руками и предлагали съездить в Москву.
Но было бы наивно думать, что поездка в Москву в главный офис СК решит все проблемы! Во-первых, приехать туда требуется на том самом мотоцикле, который мне нужно застраховать — чтобы сотрудник СК мог его осмотреть. А зимой, коей, безусловно, в московском регионе является и начало марта месяца, делать это не только некомфортно, но и не безопасно. К тому же ехать без ОСАГО — нарушать закон. Везти на эвакуаторе — существенные расходы. Во-вторых, ОСАГО сделают не сразу, а лишь через месяц.
В общем, я с огромнейшим трудом нашел одну СК, где в офисе без всякого осмотра мне оформили полис ОСАГО, и я смог, наконец, записаться на регистрации в ГАИ. Но что-то мне подсказывает, что и эта «лавочка» скоро закроется.
И вот что мне подумалось после всего этого. Если государство не может заставить страховые компании исполнять закон, так, может, ему следует отменить — нет, не само ОСАГО, — а хотя бы обязательность оформления страховки при регистрации транспортного средство в ГАИ?
А вы что думаете об этом? Кто-нибудь из вас сталкивался со страховым произволом?
Я, возможно, расскажу в ближайших публикациях о том, как именно определенные СК чинят препоны для оформления ОСАГО на мотоциклы. И есть ли возможность обойти их.
А вот здесь пример того, как можно использовать отказ в оформлении ОСАГО в свою пользу.