Зачем мне идти к психологу, если я могу попросить совета или помощи близкого человека?
Для многих вопрос обращения к психологу связан с выяснением для себя, а в чем, собственно, ценность профессиональной психологической помощи, тем более, если есть кому пожаловаться и у кого получить совет (друзья, родственники, утешающий любимый домашний питомец).
Прояснение этих сомнений важно, чтобы решиться довериться постороннему человеку, «ввязаться» в активность, достаточно длительную, затратную по времени и деньгам, зачастую сопряженную с болезненными переживаниями.
В связи с этим я предлагаю поразмышлять про различия в профессиональной и житейской психологической помощи. Мне кажется, что это вопрос животрепещущий и ценный, так как он помогает понять, благодаря каким своим свойствам помощь психолога эффективна и безопасна.
1. Психолог «настроен» на интересы клиента, его позиция – безоценочность, принятие и нейтральность. Конечно, он сопереживает клиенту, поддерживает его и личностно вовлечен в общение, но как человек он не становится соучастником жизни клиента. У психолога не может быть личного интереса в связи с консультированием (и поэтому, в частности, всеми этическими кодексами и требованиями строго запрещены «двойные отношения» – любые связи между клиентом и психологом, помимо терапевтических).
Можно ли быть уверенными в беспристрастности друга или родственника в трудной ситуации – вопрос открытый. Большую роль может сыграть субъективное, сугубо человеческое и предвзятое отношение к проблеме. Тот, кто оказывает житейскую поддержку, не задумывается, насколько явно он может транслировать свою позицию и навязывать решение (что для психолога недопустимо). Его восприятие ситуации зачастую не нейтрально, а окрашено собственным искаженным восприятием. Кроме того, не можем мы исключить и наличие личных интересов, вплоть до корысти.
2. Помощь психолога ориентирована на результат, то есть, если говорить в самом общем смысле, – на позитивные изменения во внутреннем состоянии и жизни клиента. Психолог (в идеале) видит «образ желаемого будущего», проясняет его и согласовывает с целями и ценностями клиента.
Вряд ли друг будет специально ставить терапевтические цели и предвидеть результаты своей поддержки, что препятствует направленности и точности его помощи.
3. С изложенным выше связано и то, что психолог не только видит цель, но и «простраивает маршрут» к ней через стратегию и тактику работы. Помощь психолога методична, она основана на знаниях и умениях.
Не случайно квалификация психолога требует многих часов обучения, супервизирования (разбора случаев с психологом-наставником) и других способов профессионального развития, таких, как, например, интервизии – то есть групповое обсуждение случая несколькими психологами из позиции «на равных» для его всестороннего рассмотрения и планирования дальнейшей работы.
Житейская помощь, напротив, бессистемна и интуитивна, что, конечно же, не способствует ее эффективности и безопасности.
4. Работа с психологом урегулирована договоренностями с клиентом о ее длительности, периодичности, стоимости и прочем (терапевтический контракт), а также требованиями профессиональной этики. За нарушения правил психолог несет ответственность.
Безопасность в работе с психологом возможна благодаря прозрачным и согласованным с клиентом правилам. Клиент знает, что и как будет происходить (а если психолог настроен на максимальную ясность процесса или возникают сложности, требующие дополнительного обсуждения, – то клиенту проясняется, для каких целей установлены те или иные рамки отношений), нет двусмысленности и недоговоренности. Терапевтическое пространство дает чувство надежности, которого часто не хватает клиентам в обычной жизни.
При этом житейская психологическая поддержка ситуативна, ее формы и границы размыты, она может зависеть от настроения друга или его возможности уделить время на общение, что создает общую неопределенность этого вида помощи.
5. Может прозвучать провокационно, но у психолога в глазах клиента есть профессиональный статус и авторитет, которые тоже «работают» на достижение результата в терапии.
Отношения между психологом и клиентом не только личностные, но и ролевые, то есть у каждого свое специфическое социальное положение, социальная роль. Человек, приходя к психологу, понимает, что он обратился к профессионалу, готов довериться его авторитету, внимательно и вдумчиво работать (конечно, это идеальная ситуация, когда клиент, что называется, уже находится «в клиентской позиции»).
Безусловно, по каждому пункту можно дополнительно написать сотни страниц (что и делается в научных и популярных трудах по психологическому консультированию). Мы еще будем возвращаться к этим вопросам, но сейчас мне хотелось обратить внимание на самое сутевое.
Литература для интересующихся:
1. Василюк Ф.Е. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс лекций. Москва. 2012.
2. Шермазанян Л.Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5
3. Шерягина Е.В. Житейская и профессиональная психологическая помощь: понятийное поле и проблематика // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1
Автор: Дружинина Ксения Алексеевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru