Найти тему
56,9K подписчиков

Музыкальный вокзал первой железной дороги России восстановят к 2027 г.

217 прочитали

Этот вокзал стал конечной станцией первой железной дороги российской империи, которая через Царское село протянулась от Санкт-Петербурга до Павловска. Поезда между этими станциями на всем протяжении линии (27 км) начали курсировать в октябре 1837-го. Сначала вагоны преимущественно тянули лошади, однако уже с 1838-го все составы перешли на паровую тягу.

Акварель на тему первой российской железной дороги. Ширина колеи — 1829 мм
Акварель на тему первой российской железной дороги. Ширина колеи — 1829 мм

В тот же год в Павловске открыли здание, которое привычно назвали «Воксал» — слово было заимствовано из английского языка (Vauxhall) и использовалось для обозначения увеселительных заведений. Это не был вокзал в классическом понимании с залом ожидания и билетными кассами.

Вокзал (воксал) в Павловске. Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера, 1845 г. Со временем слово «воксал» стали использовать применительно и к железнодорожной станции. Таким образом, именно этот объект дал название «вокзал» всем последующим зданиям на российских железных дорогах, где люди ожидали поезда.
Вокзал (воксал) в Павловске. Литография К. А. Шульца по рисунку И. Я. Мейера, 1845 г. Со временем слово «воксал» стали использовать применительно и к железнодорожной станции. Таким образом, именно этот объект дал название «вокзал» всем последующим зданиям на российских железных дорогах, где люди ожидали поезда.

Данный объект построили специально для привлечения в Павловск петербуржцев, поощряя их чаще пользоваться Царскосельской железной дорогой, которую первое время воспринимали как своеобразный аттракцион (все-таки проект нужно было окупать). Здесь регулярно выступал симфонический оркестр, проводились пышные балы. Позднее, во второй половине 1850-х, в летнее время в течение нескольких лет в Павловском вокзале будет дирижировать Иоганн Штраус-младший.

Гуашь Адольфа Шарлеманя. Празднование 25-летнего юбилея Царскосельской железной дороги в Павловском концертном зале, 1862 г.
Гуашь Адольфа Шарлеманя. Празднование 25-летнего юбилея Царскосельской железной дороги в Павловском концертном зале, 1862 г.

Журнал «Современник». — СПб., 1856. — №7 (июль). — С. 73, 84-85:

«Штраус привлекает в Павловский вокзал (в оригинале написано «воксал» — прим.) по четвергам и воскресеньям многочисленную публику... Павловск считается в числе самых живописных окрестностей Петербурга. Он расположен на холмистых берегах речки Славянки... На месте нынешнего парка в половине прошлого столетия был густой лес, в котором Император Павел I охотился еще Великим Князем. Место это очень понравилось Ему, и постройка Павловска началась в 1777 году... Село Павловское переименовано в город в 1796 году... Тишина и уединение Павловска нарушены со времени железной дороги и устройства в Павловском парке вокзала (построенного по плану архитектора Штакеншнейдера): с тех пор Павловск сделался любимым загородным гуляньем петербургских жителей».
Интерьер концертного зала, 1927 г.
Интерьер концертного зала, 1927 г.

В 1844-м в здании произошел сильный пожар, который практически уничтожил детище Штакеншнейдера. Однако его достаточно быстро восстановили. В течение XIX в. Павловский вокзал несколько раз перестраивали и расширяли. В советское время здесь по-прежнему гремел оркестр. Однако в годы Великой Отечественной войны этот уникальный исторический памятник был разрушен.

Чертеж Павловского вокзала, 1872 г.
Чертеж Павловского вокзала, 1872 г.

Теперь городские власти совместно с РЖД и Минкультом РФ намерены воссоздать этот объект, о чем пресс-служба Смольного сообщила в ноябре 2023-го (хотя разговоры об этом шли давно). Соответствующую концепцию обсудили на первом заседании Совета по реализации проекта Музыкального вокзала. В последний вошли видные деятели культуры и чиновники. Отмечается, что объект построят к 2027 году.