Найти в Дзене
Роман Апрелев

“Снегирь”: фильм о море, горе и пьяном героизме

Выхода “Снегиря” я ждал с момента, когда прочитал “Три минуты молчания” Георгия Владимова. Но оказалось, что Борис Хлебников сделал не экранизацию, а вообще отдельное произведение, взяв за основу лишь одну сюжетную линию из книги. Тем интереснее смотреть. Тут даже герои другие. Так что роман Владимова я однозначно советую прочесть, а поговорим о “Снегире”. Это редкий для современного кинематографа жанр производственного фильма. Только в отличие от советских тягомотных образцов тут не борьба хорошего с лучшим, а первоклассная драматургия. Два курсанта мореходки Максим и Никита пришли на практику. На рыболовецком судне “Снегирь” отправляются из Мурманска в рейс. Конечно, парни ничего не умеют. О корабельной жизни знают в лучшем случае из учебников. Но это и нормально. Вот у меня жизненный опыт гораздо больше, чем у парней, но поставь меня на их место - буду выглядеть так же нелепо. Как, впрочем, будут выглядеть и “морские волки”, дай им мою работу. Вот только бывалые рыбаки почему-то с т
Кадр из "Снегиря"
Кадр из "Снегиря"

Выхода “Снегиря” я ждал с момента, когда прочитал “Три минуты молчания” Георгия Владимова. Но оказалось, что Борис Хлебников сделал не экранизацию, а вообще отдельное произведение, взяв за основу лишь одну сюжетную линию из книги. Тем интереснее смотреть.

Кадр из "Снегиря"
Кадр из "Снегиря"

Тут даже герои другие. Так что роман Владимова я однозначно советую прочесть, а поговорим о “Снегире”.

Кадр из "Снегиря"
Кадр из "Снегиря"

Это редкий для современного кинематографа жанр производственного фильма. Только в отличие от советских тягомотных образцов тут не борьба хорошего с лучшим, а первоклассная драматургия. Два курсанта мореходки Максим и Никита пришли на практику. На рыболовецком судне “Снегирь” отправляются из Мурманска в рейс. Конечно, парни ничего не умеют. О корабельной жизни знают в лучшем случае из учебников. Но это и нормально. Вот у меня жизненный опыт гораздо больше, чем у парней, но поставь меня на их место - буду выглядеть так же нелепо. Как, впрочем, будут выглядеть и “морские волки”, дай им мою работу. Вот только бывалые рыбаки почему-то с трудом понимают эту банальность. Поэтому юнцам на борту приходится тяжело.

-4

Вы в подробностях увидите работу команды. Как выбрасывают сеть в море, как потрошат рыбу, как накрывают ведром антенну, чтобы скрыть реальную геолокацию, когда вторгаются в норвежские воды за косяком. И здесь сочетаются грубость в выражениях и реальная забота друг о друге, преступное пренебрежение правилами безопасности и героизм при спасении людей в море. Можно сказать, что Хлебников здесь отталкивается не только от владимовского текста, но и от афоризма Бунина, что “из нас, как из дерева, — и дубина, и икона”. Да, все рядом.

Это самый дорогой фильм Хлебникова. Далеко не все наши мастера арт-хауса умеют делать зрительское кино. Иногда это оказывается сложнее. Хлебников же уверенно себя чувствует и в холодном море “Снегиря”, и в шторме, и в свободном плавании.

Беслан. Город нашей боли
Роман Апрелев13 ноября 2023