Найти тему

Новые правила регулирования табачного рынка: требования, электронные реестры и ЭДО

С 1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства». Это означает, что на табачном рынке начали действовать новые механизмы учёта, мониторинга и контроля. Рассказываем, что изменилось для участников рынка со вступлением в силу №203-ФЗ.

Федеральный закон №203-ФЗ стал основным законом нового нормативно-правового регулирования табачного рынка. Его введение направлено на борьбу с нелегальным производством табачной и никотинсодержащей продукции. Закон дополнил все уже действующие требования к участникам рынка, которые остаются в силе. Это касается как обязательной маркировки, так и мер, принимаемых для охраны здоровья, которые установлены Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Новый закон ещё больше ужесточил требования к производителям и продавцам табачной и никотинсодержащей продукции, это влечёт дополнительные затраты на их выполнение. По сути, табачный рынок государство намерено регулировать так же строго, как и оборот алкогольной продукции.

Как изменилось регулирование табачного рынка

В соответствии с №203-ФЗ:

  1. Установлены требования к основному технологическому оборудованию для производства продукции и (или) сырья.
  2. Основное технологическое оборудование, которое производитель использует для производства продукции и (или) сырья, нужно обязательно зарегистрировать с внесением сведений в специальный государственный реестр. Ряд сведений об изменении данных об указанном оборудовании тоже нужно передавать в систему для отражения соответствующих изменений в реестре.
  3. Государство ведёт учёт и мониторинг объема производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья — для этого участника рынка обязаны передавать сведения в информационную систему мониторинга.
  4. Определены запреты и ограничения в отношении табачной и никотинсодержащей продукции (сырья) при её производстве, вводе в оборот, поставке, транспортировке и продаже — нарушение запретов и ограничений повлечёт как минимум административную ответственность.
  5. Государство продолжит регулировать цены на табачную и никотинсодержащую продукцию, в частности, путём установления единой минимальной цены и требования к реализации продукции по максимальным розничным ценам.
  6. Определены виды деятельности в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, для ведения которых обязательно получение лицензии. Определён и порядок лицензирования, а также требования к соискателю лицензии и лицензиату, основания приостановления и прекращения действия лицензии.

Подробнее об основных механизмах учёта и контроля производства и оборота табачной продукции и сырья

К основным новым механизмам учёта и контроля можно отнести:

  1. Введение обязательной регистрации в информационной системе мониторинга и передачи в электронном виде установленного набора сведений и документов.
  2. Появление электронного реестра технологического оборудования, которое подлежит государственной регистрации, а также специальных требований к такому оборудованию.
  3. Лицензирование практически всех видов деятельности, связанных с производством и вводом в оборот табачной, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для её производства.

Ценовое регулирование и обязательная маркировка действуют уже давно. В этом плане изменений нет, за исключением некоторых особенностей нового регулирования цен, которые установлены статьёй 7 №203-ФЗ.

Система мониторинга производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции

Функции мониторинга и контроля оборота табачной и никотинсодержащей продукции переданы Росалкогольрегулированию, которое с 1 сентября переименовано в Федеральную службу по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль). Ведомство осуществляет мониторинг табачной продукции по аналогии с алкоголем. Для этого используется система маркировки Честный ЗНАК, в которой уже зарегистрированы участники табачного рынка.

Электронный реестр технологического оборудования и требования к такому оборудованию

Перечень основного технологического оборудования, к которому применяются новые правила, установлен Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2023 г. № 1633-р. Этот нормативный акт, как и закон №203-ФЗ, вступил в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением некоторых отдельных положений.

Перечисленное в распоряжении оборудование должно отвечать установленным требованиям:

  1. Находиться в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении производителя продукции и (или) сырья.
  2. Быть зарегистрированным в специальном электронном реестре.

Также на каждое оборудование должен быть в наличии паспорт и (или) иные документы (сведения), которые позволяют его идентифицировать.

Если у производителя нет лицензии, она прекратила действие или аннулирована, оборудование должно быть законсервировано.

Технологическое оборудование подлежит государственной регистрации с внесением данных о нём в электронный реестр. Реестр ведётся с использованием информационной системы мониторинга.

Порядок ведения реестра определяют Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 28.06.2023 № 1056. Электронный реестр создан на базе цифровой платформы «ГосТех», он действует в рамках и во взаимодействии с системой маркировки.

Внесение записи в электронный реестр обязательно в случаях:

  • государственной регистрации основного технологического оборудования;
  • внесения изменений в сведения об оборудовании (изменение владельца, местонахождения владельца, местонахождения оборудования, утилизация, уничтожение, утрата оборудования);
  • составления акта о консервации оборудования (основание начнёт действовать с 1 марта 2024 года).

Запись в реестр должна быть внесена в течение двух рабочих дней после наступления вышеперечисленных оснований. Для внесения записи владелец оборудования (заявитель) направляет в информационную систему мониторинга электронное заявление и прикладывает в электронном виде документы, перечисленные в частях 3 и 4 статьи 3 №203-ФЗ.

Лицензирование деятельности в сфере производства и оборота табачной продукции

Нормы о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции вступят в силу с 1 марта 2024 года. Однако правительство уже подготовилось и приняло постановление о ведении государственного реестра лицензий в табачной сфере — Постановление Правительства РФ от 12.07.2023 № 1138.

Реестр лицензий, так же как и реестр технологического оборудования, будет создан на базе «ГосТех» и интегрирован с информационной системой мониторинга.

В реестре лицензий будет фиксироваться информация:

  • о выдаче лицензии;
  • о внесении изменений в реестр;
  • о приостановлении лицензии;
  • о возобновлении действия лицензии;
  • о прекращении действия лицензии по заявлению лицензиата или в случае его исключения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • об аннулировании лицензии — принудительном прекращении её действия.

Лицензированию подлежат:

  1. Производство табачной, никотинсодержащей продукции, сырья для такой продукции, а также связанные с производством хранение и поставка указанной продукции и сырья.
  2. Ввод в оборот при ввозе в Россию и вывод из оборота при вывозе из России табачной и никотинсодержащей продукции, табачного и никотинового сырья.
  3. Производство сигар, а также их хранение и поставка, связанные с производством.
  4. Закупка табачной и никотинсодержащей продукции для их реализации в качестве товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Какие виды лицензий можно получить, и какие виды деятельности будет охватывать каждая из лицензий, определяют части 1-8 статьи 8 №203-ФЗ.

Заявление на выдачу лицензии и документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии установленным требованиям, направляют в лицензирующий орган в электронном виде через систему маркировки. Лицензию должны выдать в течение 10 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов. В случае возврата документов для устранения недостатков десятидневный срок будет отсчитываться заново со дня представления документов в исправленном виде. Если место ведения деятельности находится за пределами территории, на которую распространяются полномочия лицензирующего органа, то срок выдачи лицензии может составлять до 20 рабочих дней.

Что нужно участникам рынка для соответствия новым правилам

Новые правила практически не затрагивают розничных продавцов. На них распространяются только положения о ценорегулировании и запреты, установленные №203-ФЗ:

  • запрет на оборот немаркированной продукции и оборот без направления в систему маркировки необходимых сведений;
  • запрет на оборот сырья, сведения о котором не содержатся в системе мониторинга;
  • запрет на розничную продажу табачного и никотинового сырья;
  • запрет на розничную продажу продукции (товаров) без потребительской упаковки;
  • другие запреты и ограничения, установленные статьёй 6 №203-ФЗ.

Тем же, кто только планирует заниматься оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, в первую очередь, понадобится регистрация в системе маркировки и выполнение требований, которые предъявляются к обороту маркированной продукции и товаров.

Все действия, которые предусматривает законодательство о маркировке и №203-ФЗ, требуют обязательного наличия системы электронного документооборота (ЭДО). Это, в свою очередь, обязывает оформить квалифицированный сертификат электронной подписи, установить и настроить программное обеспечение для работы с электронной подписью, интегрировать учётную систему (при наличии) с системой маркировки, приобрести и настроить оборудование для считывания кодов маркировки и передачи данных в систему мониторинга.

С 1 сентября 2023 года юридические лица и ИП обязаны иметь квалифицированный сертификат электронной подписи, который выпущен Удостоверяющим центром ФНС или его доверенным лицом. Сотрудники организаций и ИП получают квалифицированный сертификат в коммерческих удостоверяющих центрах, аккредитованных Минцифры. При подписании и направлении в систему сведений и документов сотрудники должны использовать машиночитаемую доверенность (МЧД) для подтверждения своих полномочий.

Чтобы видеть полные версии статей со ссылками на официальные документы, перейдите в статейный раздел нашего сайта: https://iitrust.ru/articles/