Здравствуйте.
Давайте закончим тему, про которую мы говорили прошлый раз: ребёнок приходит со школы домой и первым делом, не раздеваясь, заваливается в кровать. Потом либо сидит в телефоне, либо включает компьютер и играет в какую-то игру.
Мы поговорили и про куртку раздора, которая ссорит всю семью, так как лежит на полу, а не висит на вешалке, и про то, что дай подросткам волю, они питались бы только чипсами и газировкой или просто бы ничего не ели.
Давайте теперь поговорим о том, что подростки не способны решить сами, когда делать уроки, и что они не понимаю того, как важно помогать родителям в любое свободное время.
Я прихожу из школы, было шесть уроков, среди них два русского языка и английский язык, проверочная работа. И хочется полежать повтыкать в телефон. Отдохнуть. И стоит только прилечь и начинается: «А ты сделал уроки?», «А почему ты еще не сделал уроки?». Я могу их сделать вечером. Но надо именно после школы.
Какие могут быть причины желания родителей, чтобы подросток делал уроки сразу после прихода домой:
- родители проверяют сделанные уроки. И им не хочется проверять уроки глубокой ночью. В данном случае у подростка не сформирован навык самостоятельного выполнения домашнего задания, он не чувствует, что несет ответственность за результат. И это чувство не будет формироваться, пока подросток не начнет сам учиться распределять свое время, не будет чувствовать, что оценка зависит от его усилий;
- родители считают, что если подросток не сделает уроки сейчас, то он не сделает их вообще. Хотя это не обязательно так. Но надо в течении недели-двух предоставить самому подростку решать, когда он будет делать уроки. И если успеваемость начнет ощутимо падать, помочь ему наладить режим дня, а именно определить время выполнения уроков. А для этого надо спокойно разговаривать, не обвинять и иметь доверительные отношения с подростком. Если отношения уже построены на крике, то работа предстоит длительная, потому что доверительных отношений здесь нет;
- родители переживают за здоровье своих детей: сам он поздно начнет, поздно закончит, поздно ляжет, не выспится, заболеет и т.д. Возникает вопрос: а когда он должен начать это делать сам: он встанет одним прекрасным утром, придет из школы и с пониманием дела сразу сядет делать уроки? Хорошо, если это будет лет в 16-17.
Дать подростку возможность самостоятельно принимать решения на счет своей жизни - это не значит, что надо кинуть подростка в омут самостоятельных решений. Надо постепенно предоставлять ему эту возможность. Поддерживать подростка, помогать найти пути решения, давать информацию о здоровье, безопасности, взаимоотношениях. Но не нотациями, а историями из жизни, мыслями, размышлениями.
Если ты не делаешь уроки, значит ты должен делать какие-то дела: мыть посуду, полы, протирать пыль. Ничего не делать – это самое настоящее преступление. И когда после школы тебе хочется ничего не делать, то не получается просто полежать. Всё время что-то надо.
Выделю два момента:
1. Конечно всем родителям хочется, чтобы их ребёнок помогал им по дому. Но помощь должна быть соответствующая возможностям, включающая в себя промежуток времени, когда она должна быть сделана, и встроенная в распорядок дня ребёнка.
Если подросток приходит из школы и у него каждый раз новый список дел, то рано или поздно он начнет злиться, ругаться, отказываться выполнять требования.
Помощь, которую родители хотят получить, должна:
А) Соответствовать возможностям: в один день и помыть полы, и протереть пыль, и приготовить есть – это очень много. Надо учитывать, что подросток после школы, он уставший, ему ещё делать уроки, у кого – то секции и кружки. Поэтому через день он может мыть посуду, а в субботу еще протирать пыль, но не каждый день заниматься уборкой;
Б) Включать в себя промежуток времени, когда помощь должна быть оказана: не надо делать так, чтобы подросток пришел из школы, а его отправили сразу убираться. По вторникам и четвергам должна быть помыта посуда к приходу родителя, к 17:00 или сразу после ужина, а ребёнок уже сам решает, когда именно он это сделает, или будет знать, что 15 минут после ужина у него всегда заняты.
Таким образом, подросток сможет планировать своё время, его режим дня будет ему понятен, и он не так остро будет реагировать на свои обязанности.
2. И ещё один момент: надо принять то, что понятия отдыха у взрослых и подростков могут отличаться. Даже у взрослых понятия отдыха отличаются: кто-то отдыхает активно, кто-то предпочитает заниматься хобби, а кто-то лежать или сидеть в телефоне и ничего не делать.
Сейчас очень быстрый темп в жизни. Везде транслируется, что надо чем-то заниматься, увлекаться, путешествовать. И обычный отдых на диване стал восприниматься как что-то неправильное. Родители считают, что раз подросток просто сидит, значит он ничего не делает, а так нельзя, ведь есть много дел, которыми можно заняться. Но всегда ли нужно? Если подросток не замыкается в себе, не падает резко его успеваемость на двойки, если он не пропускает школу и не лежит несколько недель подряд, не делая ровным счетом ничего, то и не надо всё время находить подростку занятие.
Первая часть:
Также можно подписаться на мой телеграмм канал: