Найти в Дзене
Компания РПК

«Сэр, разрешите моим пилотам идти отдыхать?» … «Нет, флайт-лейтенант. Пусть срубают этот чёртов лёд с палубы. Мы на подходе к Мурманску»

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых свежих публикаций!

На этой фотографии показан драматический момент борьбы со стихией экипажей кораблей и судов арктических конвоев времен Второй мировой войны. Приходилось сражаться не только с врагом, но и с ледяными волнами северных морей. Которые иногда за считанные минуты покрывали весь корабль толстым слоем льда. В таких случаях весь экипаж брал в руки лопаты, ломы и молотки. Счёт шел буквально на минуты. Если вовремя не срубить лёд, корабль становился неуправляемым и даже мог перевернуться. И зачастую вся эта «борьба со льдом» проходила под непрерывным вражеским огнём.
На этой фотографии показан драматический момент борьбы со стихией экипажей кораблей и судов арктических конвоев времен Второй мировой войны. Приходилось сражаться не только с врагом, но и с ледяными волнами северных морей. Которые иногда за считанные минуты покрывали весь корабль толстым слоем льда. В таких случаях весь экипаж брал в руки лопаты, ломы и молотки. Счёт шел буквально на минуты. Если вовремя не срубить лёд, корабль становился неуправляемым и даже мог перевернуться. И зачастую вся эта «борьба со льдом» проходила под непрерывным вражеским огнём.

Недавно популярный журнал «Морская коллекция» выпустил свой очередной номер, посвященный британским эскортным авианосцам класса «Найрана». Разумеется он вызвал неподдельный интерес у любителей военной истории. Причем, «встали в стойку» не только «мореманы» (что вполне понятно, публикация-то о кораблях), но и поклонники авиации. Хотя бы потому, что на этих «мини-авианосцах» до конца войны служили, а точнее, вовсю воевали, архаичные британские палубные самолеты «Свордфиш», «Си Харрикейн» и даже давно списанный у американцев «Уайлдкэт» (британцы по старинке называли его «Мартлет»). И все эта разношерстная компания не только успешно прошла всю Вторую Мировую войну, как говорится, «от звонка до звонка» (хотя все три самолета были разработаны еще в 1930-х годах), но и может похвастаться множеством своих весомых побед. В походах на «малышах-эскортниках» ими были потоплены не менее десятка нацистских субмарин. Плюс изрядное количество сбитых немецких бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. Ну а то, что начиная с 1944 года потери судов в транспортных караванах резко уменьшились, несомненно было и их заслугой.

Очередной выпуск Морской коллекции (№6 за 2023 год) посвящен британским эскортным авианосцам класса «Найран» времен Второй мировой войны. Нам они интересны прежде всего как непосредственные участники Северных конвоев (или «русских», как называют их на Западе). Три корабли этого типа («Кампания», «Виндекс» и «Найрана») внесли свой посильный вклад в общую Победу. А те сложнейшие арктические условия, в которых приходилось вести боевые действия морякам и летчикам палубной авиации, вызывают особое уважение. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВЫПУСКА СМОТРИТЕ В КОНЦЕ СТАТЬИ.
Очередной выпуск Морской коллекции (№6 за 2023 год) посвящен британским эскортным авианосцам класса «Найран» времен Второй мировой войны. Нам они интересны прежде всего как непосредственные участники Северных конвоев (или «русских», как называют их на Западе). Три корабли этого типа («Кампания», «Виндекс» и «Найрана») внесли свой посильный вклад в общую Победу. А те сложнейшие арктические условия, в которых приходилось вести боевые действия морякам и летчикам палубной авиации, вызывают особое уважение. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВЫПУСКА СМОТРИТЕ В КОНЦЕ СТАТЬИ.

Для нас же эта публикация вдвойне интересна еще и потому, что рассказывает о непосредственных участниках Северных конвоев. На Западе их часто называют «русскими» (Russian Convoys). Не потому, что там были советские суда и экипажи (хотя они там тоже были). А потому, что морские караваны шли к нам, на Русский Север: в Мурманск и Архангельск. Сами же участники тех событий еще и добавляют, что это было «Путешествие в Ад» (Journey to Hell). Что вообще-то было очень близко к истине. До того, что тогда творилось в ледяных водах Баренцева и Белого морей, не додумался бы и сам дьявол. Разве, что там было гораздо холоднее, чем в преисподней. Но даже в тех краях в описываемое время часто бывало весьма «жарко», причем во всех смыслах.

Еще одна сцена эпической "битвы со льдом" с одного из кораблей охранения северного морского конвоя. Лопаты, кирки и топоры с молотками - вот главные орудия того титанического и изнурительного сражения с арктической стихией. Но главная опасность поджидала моряков из морских глубин. Там рыскали десятки германских субмарин. С чёткой задачей: сорвать грузоперевозки союзников. Немцы прекрасно понимали важность поставок и не жалели сил и средств, чтобы им помешать. К счастью, битву за Северную Атлантику немцы в итоге проиграли. Если у союзников потери постепенно уменьшались, у немцев, наоборот - стали возрастать. И десятки потопленных немецких подводных лодок  - самое яркое тому подтверждение.
Еще одна сцена эпической "битвы со льдом" с одного из кораблей охранения северного морского конвоя. Лопаты, кирки и топоры с молотками - вот главные орудия того титанического и изнурительного сражения с арктической стихией. Но главная опасность поджидала моряков из морских глубин. Там рыскали десятки германских субмарин. С чёткой задачей: сорвать грузоперевозки союзников. Немцы прекрасно понимали важность поставок и не жалели сил и средств, чтобы им помешать. К счастью, битву за Северную Атлантику немцы в итоге проиграли. Если у союзников потери постепенно уменьшались, у немцев, наоборот - стали возрастать. И десятки потопленных немецких подводных лодок - самое яркое тому подтверждение.

Но вернемся к кораблям. Публикаций на русском языке о «миниатюрных» авианосцах времен Второй мировой войны до обидного мало. Что, кстати, очень зря. Корабли, хоть и были не чета настоящим авианосцам, но героически тянули лямку военной службы в течение всех долгих лет войны. Причем на всех театрах боевых действий: от Атлантики до Тихого океана. Сам класс «эскортных авианосцев» придумали как всегда креативные британцы. Американцы со своей деловой хваткой развили эту идею и смогли построить их около сотни. И даже в годы войны поставляли их по ленд-лизу своей бывшей метрополии Великобритании. Строили британцы и свои собственные эскортные авианосцы. Приспосабливая под них даже различные торговые суда. Всего в годы войны под британским флагом ходили и успешно выполняли свои задачи около 40 боевых кораблей этого типа. Большинство из них все-таки были американской постройки. После окончания войны они были возвращены обратно в США. Но самыми интересными были уже упомянутые три британских «бэби-авианосца» класса «Найрана» - «Виндех», «Кампания» и собственно сама «Найрана». Все они были спроектированы по схожему проекту. И хотя строились на разных верфях Соединенного Королевства, на воду они были спущены практически одновременно - в декабре 1943 года. И уже в середине 1944 года приступили к выполнению своих боевых задач.

Снимок из фронтовых будней морской авиации Королевских ВМС Великобритании. На взлетной палубе одного из авианесущих кораблей флота «его величества» примостились бомбардировщики-торпедоносцы «Свордвиш» (Fairey Swordfish). Несмотря на архаичную бипланную конструкцию самолета (он был разработан еще в середине 1930-х годов), эти летающие «меч-рыбы»  были грозной силой в борьбе с надводными и даже подводными кораблями противника. На их счету несколько потопленных линкоров германского и итальянского флотов, десятки кораблей и судов меньшего класса и множество немецких подводных лодок. (Обратите внимание на дополнительное крепление самолета к заснеженной палубе корабля. В Северной Атлантике сильные ветра не редкость. Может и «сдунуть» самолёт за борт)
Снимок из фронтовых будней морской авиации Королевских ВМС Великобритании. На взлетной палубе одного из авианесущих кораблей флота «его величества» примостились бомбардировщики-торпедоносцы «Свордвиш» (Fairey Swordfish). Несмотря на архаичную бипланную конструкцию самолета (он был разработан еще в середине 1930-х годов), эти летающие «меч-рыбы» были грозной силой в борьбе с надводными и даже подводными кораблями противника. На их счету несколько потопленных линкоров германского и итальянского флотов, десятки кораблей и судов меньшего класса и множество немецких подводных лодок. (Обратите внимание на дополнительное крепление самолета к заснеженной палубе корабля. В Северной Атлантике сильные ветра не редкость. Может и «сдунуть» самолёт за борт)

Что же представляли из себя корабли этого класса? Британское адмиралтейство подошло к решению задачи их постройки довольно творчески и оригинально: были реквизированы (другими словами, мобилизованы) три гражданских судна с неплохими скоростными качествами: два пассажирских и один рефрижератор. Далее началась их перестройка в авианесущие корабли. Надстройка была срезана, построена летная палуба. Корабли были оснащены необходимым оборудованием (авиафишинерами, самолетными подъемниками и прочими устройствами). Просторное внутреннее пространство корабля позволяло держать самолеты внутри. Что выгодно отличало их от первых авианесущих «эскортников», где самолеты располагались на палубе. Правда места обитания экипажей были довольно тесными. Американские «одноклассники», полученные по ленд-лизу, отличались лучшими бытовыми условиями. У заокеанских собратьев все было «поприличнее». И техника, и вооружение. Вплоть до более удобных касок и бронежилетов для палубной команды, не говоря уже о корабельном оборудовании. Но по скоростным и ходовым качествам «британцы» заметно выигрывали. Что было немаловажным преимуществом при плавании в высоких широтах. И когда за бортом свищет полярный ураган со снегом и льдом, тут уже не важно, правильно ли расположен кубрик, какие гальюны удобнее и где приятнее спать: в гамаке или на обычной кровати. Молишь бога, чтобы корабль дошел до точки назначения, не напоролся на случайную льдину и не перевернулся от тонн льда, которые могли за несколько часов облепить весь корабль.

Эта фотографии была сделана с борта приземляющегося на палубу авианесущего корабля британского торпедоносца «Свордфиш». Море относительно спокойное, что в Северной Атлантике бывает редко, и взлетная палуба как на ладони. А сейчас представьте, что за бортом шторм, палуба покрыта снегом и льдом, видимость почти нулевая (а в северных широтах полгода полярная ночь), да ещё корабль качает во все  стороны. И нужно не просто сесть, но ещё и зацепиться тормозным гаком (по-простому, крюком) за натянутые поперек палубы тросы аэрофинишёров (они хорошо видны на снимке). Часто такие «цирковые номера» заканчивались катастрофами и гибелью экипажей. Быть летчиком палубной авиации непросто даже в наши дни. В те годы каждый взлёт и посадка в сложных метеоусловиях были играми со смертью.
Эта фотографии была сделана с борта приземляющегося на палубу авианесущего корабля британского торпедоносца «Свордфиш». Море относительно спокойное, что в Северной Атлантике бывает редко, и взлетная палуба как на ладони. А сейчас представьте, что за бортом шторм, палуба покрыта снегом и льдом, видимость почти нулевая (а в северных широтах полгода полярная ночь), да ещё корабль качает во все стороны. И нужно не просто сесть, но ещё и зацепиться тормозным гаком (по-простому, крюком) за натянутые поперек палубы тросы аэрофинишёров (они хорошо видны на снимке). Часто такие «цирковые номера» заканчивались катастрофами и гибелью экипажей. Быть летчиком палубной авиации непросто даже в наши дни. В те годы каждый взлёт и посадка в сложных метеоусловиях были играми со смертью.

Авиационная группировка эскортных авианосцев была небольшой - 15-20 самолетов разного класса. В основном это были уже упомянутые торпедоносцы «Свордфиш» и истребители «Си Харрикейн» или «Уайлдкэт». Изредка размещались более современные двухместные истребители «Фульмар». Но их было немного, поэтому вся тяжесть боевой службы ложилась на «старичков». Которым сражаться пришлось не только с врагом, но и с суровыми погодными и климатическими условиями Арктики.

Легендарные, но изрядно устаревшие бипланы «Свордфиш» состояли на вооружении до конца войны. И хотя в их активе были потопленные немецкий и несколько итальянских линкоров, воевать они могли только вне зоны действия немецкой истребительной авиации. На Севере немецкие истребители особо не «докучали», поэтому опасаться британским бипланом приходилось в основном только арктическую непогоду. И главным целями для них были немецкие подводные лодки.

Как не пытались британцы заменить «свордфиши» чем-то поновее, ничего из этой затеи у них не получалось. Летчики любили свои неприхотливые и надежные как «швейцарские часы» самолеты. А их недостатки (малая скорость и архаичная бипланная конструкция) оборачивались преимуществами. Самолеты умудрялись садиться на качающуюся палубу при любой непогоде. Что зачастую было невозможным для более современных самолетов. Оснащенными бортовыми радарами и ракетами эти самолеты были грозой для немецких подводных лодок, «шныряющих» по северным водам Атлантики.

Типичная картина боевых будней британской палубной авиации в Арктике. Заснеженная палуба, бушующее море, почти нулевая видимость (и это ещё летом, зимой добавляется ещё и полярная ночь). И одним за другим взлетают на боевое задание истребители. И хотя на снимке авианесущий корабль другого класса, с более широкой палубой, и более современными самолетами, напряженность службы на Северной Атлантике наглядно видна и здесь. Всё тогда было очень непросто и опасно. На фотографии взлетная палуба эскортного авианосца «Эмперор» («Император», HMS D98 Emperor) американской постройки из серии кораблей типа Bogue-class. Всего построено 45 авианосцев, из них 34 были отправлены в Великобританию. Взлетают палубные истребители F6F «Хэллкет» (Hellcat). Они были более современные по всем параметрам, чем старички F4F «Уайлдкэт» (Wildcat). Но из-за своего большего размера не могли служить на «малышах-эскортниках» класса «Найрана».
Типичная картина боевых будней британской палубной авиации в Арктике. Заснеженная палуба, бушующее море, почти нулевая видимость (и это ещё летом, зимой добавляется ещё и полярная ночь). И одним за другим взлетают на боевое задание истребители. И хотя на снимке авианесущий корабль другого класса, с более широкой палубой, и более современными самолетами, напряженность службы на Северной Атлантике наглядно видна и здесь. Всё тогда было очень непросто и опасно. На фотографии взлетная палуба эскортного авианосца «Эмперор» («Император», HMS D98 Emperor) американской постройки из серии кораблей типа Bogue-class. Всего построено 45 авианосцев, из них 34 были отправлены в Великобританию. Взлетают палубные истребители F6F «Хэллкет» (Hellcat). Они были более современные по всем параметрам, чем старички F4F «Уайлдкэт» (Wildcat). Но из-за своего большего размера не могли служить на «малышах-эскортниках» класса «Найрана».

Палубный истребитель «Си Харрикейн» был морской модификацией своего сухопутного родственника. Который уже в 1941 году безнадежно устарел и по всем статьям отстал от своего собрата «Спитфайра». Знатоки авиации могут меня укорять, ну что же я так так «неуважительно» о герое «Битвы за Британию». Тогда «Харрикейны» и в самом деле практически в одиночку (не считая небольшого количество «Спитфайров») спасли положение. Но это было в начале войны. Но сошлюсь на мнение нашего Верховного главнокомандующего, который на одном из совещаний по вопросам поставок западной техники как-то заметил: «... а «харрикейны»-то их - дрянь». Ну, прямо в точку. Не отнять, и увы, не прибавить. И вот эти «дряни» и воевали на эскортных авианосцах до 1945 года. К счастью, истребительная авиация люфтваффе никакой активности над морем не проявляла. Пути караванов проходили вдалеке от береговой линии. И авианосцев как известно у немцев не было. Поэтому «харрикейны» больше гонялись за немецкими бомбардировщиками и разведчиками. Также отлично они проявили себя в качестве штурмовиков. Подвешенные на эти самолеты неуправляемые ракеты были убедительным аргументов в борьбе с подводными лодками «кригсмарине».

Еще более интересная картина была с палубными истребителями «Уайлдкэт». В начале войны на Тихом океане стало быстро ясно, что они не могут тягаться на равных с более маневренными японскими «зеро». Соотношение потерь было абсолютно неприличным: «6 к 1» . Разумеется не в пользу американцев. К самолету приклеилось обидное прозвище «бочонок с крыльями». Конечно он был не такой «пузатый коротыш», как еще более неудачный истребитель «Буффало». Того даже на флот не приняли и сразу отправили к «сухопутчикам». Те отправили его еще дальше, в основном на экспорт. Например, к финнам. Там они себя неплохо показали в боях. К сожалению, против нас. Американцы же предприняли титанические усилия по разработке более современного палубного истребителя «Хэллкэт», а неудачники «Уайлдкэты» переместились из боевых единиц в учебные подразделения. И тут они внезапно пригодились на «малышах-эскортниках». «Хэллкеты» из-за своих бо́льших размеров в небольших авианосцах просто не умещались. А менее крупные «Уайлдкэты» пришлись вполне «ко двору». Так они и провоевали на «эскортниках» до конца войны.

И вот этим трём «пожилым птичкам» пришлось воевать в Арктике. Да ещё на авианосцах. И мало того, на небольших, коротких, и крайне неудобных мини-авианосцах, «эскортниках». Как выразился наш один известный военный историк - «в нечеловеческих условиях». Но, ведь воевали, и даже успешно!

К сожалению, обьем этой публикации не позволяет детально описать весь боевой путь авианосцев и палубных авиационных групп. Расскажу только об одном походе.

Эскортный авианосец «Виндекс» принимал участи в сопровождение арктического конвоя JW59 (из Ливерпуля в Мурманск). На борту авианосца было 12 самолетов «Свордфиш» и восемь «Си Харрикейнов». Также в составе конвоя был «ленд-лизовский» эскортный авианосец «Страйкер» (HMS Striker D12). «Американец» был большего размера, поэтому на нём было 12 «свордфишей» и 12 «уайлдкэтов».

Конвой вышел из Ливерпуля 15 августа 1944 года. Первая удача улыбнулась экипажу «Свордфиша» 22 августа. Была потоплена немецкая подводная лодка U344. Затем, через два дня опять же «Свордфиш» атаковал и успешно потопил другую подводную лодку - U-354. Это было уже 24 августа. Палубник «Си Харрикейн» своими ракетами повредил третью неустановленную немецкую подводную лодку. 25 августа конвой в полном составе прибыл в Кольский залив.

Надо отметить, что конвой JW59 и обратный конвой RA59A не потеряли ни одного транспортного корабля. Что несомненно было большой заслугой кораблей охранения, включая эскортные авианосцы. Но, к сожалению, у авиаторов не обошлось без потерь - по разным причинам были потеряны 11 самолетов. Вот такая была цена проводки конвоев северным маршрутом.

При сопровождении арктических конвоев большинство потерь летного состава были не боевыми. Риски были очень высоки. Отказ двигателя в боевом вылете (а самолеты были одномоторными) как правило приводил к гибели экипажа. Даже если удавалось выпрыгнуть с парашютом, приземление в ледяную воду заканчивалось переохлаждением и гибелью. И даже если удавалось забраться в резиновую лодку, шансы спастись были небольшими. Вернее, их не было.

Неудачная посадка на палубу (промахнулся или не зацепил гаком за аэрофишинер) приводила к падению самолета на воду. Ну, а далее, как повезёт. Суда каравана и боевые корабли не снижали скорость. Нужно было быстро пройти опасное место. И найти приводнившийся экипаж в бушующем северном море, да еще в полярную ночь, было практически невозможно. Вертолетов тогда не было, гидросамолеты в составе корабельной авиации охранения не входили. Да и не было бы от них никакого толку. При волнении больше трех баллов на воду они не садились. А в северных широтах штили на море такая же редкость, как солнечные дни в ноябре.

Да, летчики тогда учились и готовились. Без подготовки они в походы не отправлялись. «Взлет, посадка и на фронт» - это было не про них. Но никакие учебные центры где-нибудь в Портсмуте не могли имитировать им посадки на короткую качающуюся палубу при сильном волнении. Да еще в полярную ночь. Плюс перекатывающиеся через корабль волны. И когда за несколько минут взлетная палуба покрывается солидным слоем снега и льда, который команда не успевает сгребать.

Не забываем, что это были не огромные авианосцы с палубой размером с футбольное поле. Это были «малыши-коротыши». Поэтому с продольной и поперечной качкой у них было не то что плохо, а очень плохо. Плюс небольшие размеры палубы заставляли взлетать против ветра. Который на севере часто меняет свое направление, и корабль просто не успевает разворачиваться. Вот такие постоянные «круть-верть».

Но если взлететь было еще полбеды, то сесть на качающуюся «вверх-вниз» палубу, причем с амплитудой в несколько метров, было непростой задачей. Зачастую любая посадка представляла из себя цирковой трюк.

При этом не забываем, что боевую службу несли не летчики-испытатели, а обычные строевые пилоты. Многие из них были недавними выпускниками летных школ, вчерашние школьники. И хотя их готовили, но ко всему, как известно не подготовишь и не научишь. И лучшим учителем были боевые походы. Все, как и везде. Да, и как и всегда. «Война научит».

В итоге, ужасные потери. И по технике, и по летному составу. Бывало, что корабль возвращался с боевого похода с несколькими исправными самолетами. И, к сожалению, с изрядно поредевшим летным составом. Большинство из невернувшихся навсегда сгинули в ледяных водах Арктики.

Споры про необходимость ленд-лиза и важность поставок американской и британской военной техники идут уже долго и бесконечно. Как всегда, мнения диаметрально противоположные. Один считают, что без поставок нам тогда было не обойтись. Другие, что они оказывали символическое значение, и что мы могли вполне справиться и без них. И у каждого убедительные доводы, железобетонные аргументы и впечатляющие цифры.

Кто прав и кто виноват - дискуссия такая же бессмысленная, как спор о стакане. Он «наполовину пуст» или «наполовину полон»? Но, приведу небольшой пример. Недавно я общался с одним очень известным военным историком. Настолько известным, что у меня полка уже не вмещает его книги. Мы затронули тему ленд-лиза. В разговоре он привел простой факт о количестве автомобилей разного класса в Красной армии в годы войны. По его данным, 50 процентов были нашего производства, 10 процентов - трофейные и 40 процентов (!) были американскими с небольшим вкраплением британских (точнее, канадских, хотя в те годы это было одно и тоже).

Цифры сами по себе красноречивые. И на Параде Победы в июне 1945 года наши знаменитые «катюши» были на шасси американских грузовиков «Студебеккер». Наверное организаторы парада могли выбрать любой другой автомобиль. Но они выбрали именно этот. Как дань уважения и признания этой машине.

Поставки западной автомобильной техники осуществлялись в том числе по Северному арктическому маршруту. Одно транспортное судно могло перевезти сотни грузовиков, десятки танков, множество другой техники, включая авиационной. И то, что транспортные суда доходили без потерь, было заслугой в том числе и этих небольших, но таких полезных эскортных авианосцев.

За четыре года войны были проведены через арктические воды 78 конвоев. До места назначения не дошли более 100 судов. Погибли тысячи моряков из разных стран (Советский Союза, США, Великобритания, Канада) В том числе и сотни летчиков из состава авиагрупп кораблей сопровождения. В те годы мы сражались с общим врагом, и совместными усилиями приближали нашу общую Победу. И мы победили!

Эти три небольших эскортных корабля-авианосца дослужили до конца войны. После её окончания «Найрана» и «Виндекс» были переданы голландскому флоту. Где после перестройки опять стали торговыми судами. «Кампания» продолжала служить в Королевском флоте и закончила свою карьеру в начале 1950-х годов.

Ну и напоследок, пара слов про упомянутый выше выпуск «Морской коллекции», посвященный этим эскортным авианосцам. Почитайте, вам будет интересно. Автор публикации - Сергей Патянин. Уже это о многом говорит. И вам точно будет не скучно. Да и просто любопытно узнать, как эти «малыши» с наспех построенными взлетными палубами поверх сухогрузов и рифрежераторов, умудрялись успешно гонять по Северной Атлантике немецких морских волков-подводников со своими знаменитыми «у-бутами» (u-boote - общее название германских подводных лодок). Да ещё все это проходило вблизи нашего Мурманска. С упоминанием хорошо известных названий: остров Медвежий, Кольский залив, Баренцево море...

Итак, чуть подробнее:

Выпуск серии «Морская коллекция» №6 за 2023 год (№285): Эскортные авианосцы типа «Найрана» (Автор - Сергей Патянин)

СОДЕРЖАНИЕ

Британские эскортные авианосцы

Описание конструкции

Корпус

Авиационно-техническое оборудование

Вооружение

Радиоэлектронное оборудование

Силовая установка

Экипаж

Тактические номера

Авиагруппа

История службы

На гибралтарском маршруте

Первый поход «Виндекса»

«Виндекс» против «разведчиков погоды»

«Сплошные проблемы и неприятности»

Арктический дебют: конвои «JW-59»/»RA-59A»

Конвои «JW-60»/«RA-60»

Конвои «JW-61»/«RA-61»

Тем временем «Кампания»

Конвои «JW-62»/«RA-62»

Конвои «JW-63»/«RA-63»

Удар по судоходству

Конвои «JW-64»/«RA-64»

Конвои «JW-65»/«RA-65»

«Дембельский аккорд» «Найраны»

Конвои «JW-66»/«RA-66»

«И на Тихом океане...»

В голландском флоте

Послевоенная карьера «Кампании»

Общая оценка

Иллюстрации на обложке

Первая страница обложки (фотография)

• «Найрана» в боевом походе, 1944 г. Палубная команда паркует в носовой части полетной палубы четыре истребителя «Си Харрикейн», освобождая место для посадки. Хорошо виден обтекатель РЛС типа 271 (жаргонное название «фонарь маяка») над ходовым мостиком. Радиомаяк YE ещё не установлен

Вторая страница обложки (цветные рисунки боковых проекций британских палубных самолетов)

Бомбардировщик-разведчик Фэррис «Суордфиш» Mk.II 835-й эскадрильи с авианосца «Найрана», 1944 г.

• Истребитель Хаукер «Си Харрикейн» Mk.IIC 825-й эскадрильи с авианосца «Виндекс», 1944 г.

• Истребитель Дженерал Моторс «Уайлдкэт»Mk.V 813-й эскадрильи с авианосца «Кампания», 1945 г.

• Ночной истребитель Фэйри «Фулмар» Mk.IINF 784-й эскадрильи с авианосца «Кампания», 1944 г.

Третья страница обложки (фотография)

• «Виндекс» входит в гавань австралийского Мельбурна, 22 декабря 1945 г. Корабль окрашен по стандартной Адмиралтейской схеме и несет свой «родной» бортовой номер

Четвертая страница обложки (цветная схема окраски авианосцы в двух проекциях)

• Гербы кораблей Nairana, Vindex и Campania

• Эскортный авианосец «Найрана», январь 1944 г.

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых последних книжных и журнальных новинок!

По вопросам приобретения литературы по истории авиации, бронетехники и флота обращайтесь в интернет-магазин «Компания РПК». Самый большой выбор книг и периодики! История военной техники и современность.