Для начала, вдруг вы не знали, наши тараканы - это пришельцы из Нового Света, и если русское слово “таракан” происходит из тюркских языков, то английское “кокроуч” (cockroach), заимствовано от испанского “кукарача”, т.к. испанцы первыми из европейцев познакомились с американским тараканом. В свою очередь, кукарача ведет свое происхождение от латинского слова “cucus”, а оно от греческого “kokkiuks”, означающего гусеницу или бабочку. Если добавить суффикс - ача, то кукарача станет уничижительной формой слова “cuckoo”. Таким образом, кукарача - это мерзкое насекомое, которое часто воспринимается как вредитель или ассоциируется с грязью.
Очень любопытное описание тараканов дал шведский натуралист-исследователь Петер Кальм, который с научными целями посетил в середине XVIII века английские и французские колонии.
Тараканы в колониальной Америке
Мельничные жуки, или как их называют англичане - кокроуч (тараканы), являются еще одной чумой Северной Америки, и расселились по многим ее провинциям. Достопочтенный доктор естественных наук Колден считает, что эти насекомые являются уроженцами Вест-Индии, а те, что встречаются в Северной Америке, были завезены с Карибских островов. В подтверждение своей догадки он приводит свидетельство, что ежедневно можно наблюдать, как с кораблей, прибывающих с товарами из Вест-Индии в Северную Америку, сходят огромные стаи тараканов.
Однако, исходя из опыта собственных наблюдений в этой стране, у меня есть все основания полагать, что эти насекомые обитают на североамериканском континенте с незапамятных времен, но я не отрицаю, что они могли быть завезены из Вест-Индии. Например, тараканы обитают почти в каждом доме в Нью-Йорке, и ,несомненно, завезены сюда торговыми кораблями. Но как быть с тараканами, которые водятся в лесах и безлюдных местностях?
Англичане называют тараканов кок-роучами, потомки голландских колонистов - кэккерлаками ( Kackerlack), а шведских - хлебоедами (Brodoetare), ибо тараканы наносят огромных ущерб этому продукту, о чем я напишу ниже. Достопочтенный доктор Линней в своей классификации присвоил тараканам научное название Blatta Orientalis.
Тараканов можно наблюдать не только в жилых домах, летом легко увидеть как их стаи ползают по срубленным деревьям. Однажды в феврале 1748 года, я принес домой несколько старых деревяшек на растопку и обнаружил, что в них жили несколько тараканов. Сначала насекомые казались очень вялыми, или как будто умерли, но пролежав некоторое время в теплом помещении, они ожили, стали очень резвыми, и начали бегать по комнате. Впоследствии я часто замечал, что если зимой среди прочих дров заносили в дом старую, гнилую древесину, то тараканы забирались в нее целыми стаями и сидели там тихо-тихо, плотно прижавшись к друг другу.
Той же зимой один человек срубил большую сушину и собирался ее распилить на дрова, и тогда я заметил в одной из трещин бревна, на расстоянии нескольких саженей от корня, нескольких тараканов и обыкновенных муравьев. По-видимому, они проделали большой путь, чтобы найти надежное место для зимовки.
В середине октября 1749 года я с компанией французских канадцев путешествовал вдоль озера Шамплейн по безлюдной местности между английской и французской колониями. В один из вечеров мы разожгли костер возле толстого, полусгнившего дерева, и вдруг из него из своих нор стало вылезать множество тараканов, разбуженных теплом и дымом костра. Мои французы не знали, что это за жуки, и не могли дать им никакого названия. Оказывается во французской Канаде вообще не помнят, чтобы тараканы водились у них в домах.
В Пенсильвании, как мне рассказывали, огромное количество тараканов бегает во время сбора урожая по снопам кукурузы, а когда наступают холода тараканы предпочитают забираться в дома английских поселенцев, там они живут в щелях, и особенно любят укромные места в потолочных балках, тех, что поближе к трубе камина.
Тараканы наносят большой вред, поедая хлебный мякиш. Если им удается добраться до буханки, то они прогрызают твердую корочку и выедают весь хлеб изнутри так, что кроме корки ничего не остается. Говорят, что тараканы едят и другие съестные припасы.
Иногда тараканы кусают людей за нос или за ноги во время сна. Один старик швед по имени Свен Лаок, внук преподобного господина Лаокениуса, одного из первых шведских священников, приехавших в Пенсильванию, рассказывал мне, что в молодые годы он однажды он проснулся посреди ночи и сильно испугался из-за таракана, который забрался ему в ухо.
Свен вскочил с кровати как ужаленный, и почувствовал, что жук, вероятно, от страха, попытался забраться в ухо еще как можно глубже, и бедняге показалось, что его голова вот-вот лопнет от боли. В бессознательном состоянии он бросился к колодцу и, набрав полное ведро воды, стал лить ее себе в ухо. Как только таракан обнаружил, что ему грозит опасность утонуть, он попытался спастись, высунулся из уха, Свен схватил его за задние лапки и, таким образом, избавился от своего ночного кошмара. Конец отрывка.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.