Найти тему

А "потом" может и не быть (рассказ. Часть 1/2)

- Мам, у меня рука болит...
- Чего там у тебя может болеть?! Лентяйка. Иди, свин
ям дай, а то разлеглась тут!

Катя со вздохом слезла с кровати и потащила большое тяжелое корыто с кормом к свинарнику. Рука ныла - вчера пришлось принести домой несколько ведер воды, и что-то потянуло в локте. Катя думала, что к утру пройдет, но рука разболелась еще сильнее.

Накормив свиней, Катя вернулась в дом, чтобы приготовить завтрак. Она смотрела на весьма скудный набор продуктов и думала - что из этого вообще можно приготовить? Даже к каше не было ни масла, ни молока. Пришлось варить геркулес на воде. Хорошо хоть соль с сахаром были... К каше Катя сварила два яйца и нарезала маленький кривой огурец, который сиротливо лежал на столе.

"Почему я сейчас не у бабушки, она бы мне сырников нажарила..." - подумала Катя. Да, у бабушки всегда было уютно и вкусно. Только она жила на другом конце поселка, и Катя редко у нее гостила - мать не разрешала.

- Кто работать будет, пока ты у бабки прохлаждаешься?! - ругалась она.

Мысль о горячих, сладких сырниках, политых смородиновым вареньем, заставила Катю сглотнуть голодную слюну, потому что пустая каша совсем не радовала.

- Зачем такую густую сварила? - проворчала мать, помешивая серое варево в тарелке. - Мы что, миллиардеры? Надо экономить, и так на неделю только одной пачки хватает!

Катя лишь виновато вздохнула. После завтрака она вымыла посуду и собралась в школу.

- После уроков живо домой! - скомандовала мать. - Работы невпроворот.

Работы действительно было много. Всегда.

Катя вставала в пять утра, кормила кур и свиней, готовила завтрак для себя и матери, мыла посуду. Могли и еще чем-нибудь нагрузить, например, выхлопать половики. Все это нужно было успеть до половины восьмого, чтобы не опоздать в школу. После уроков дел тоже хватало, а ведь еще нужно было делать домашку... Впрочем, мать считала дочкину учебу чем-то несущественным и неважным.

- Ты чего с книжкой прохлаждаешься?! - кричала мать. - Что, все дела уже сделаны?
- Мама, у меня же контрольная завтра, - оправдывалась Катя. - Если я подготовлюсь, то получу пятерку!
- Толку от твоих пятерок! - фыркала мать. - На хлеб их не намажешь, в карман не положишь.

Кате вообще не удавалось чем-то порадовать маму - она всегда была недовольна и всегда гоняла дочь, чтобы у нее не было ни одной свободной минуты.

- На земле один день год кормит! - говорила она. - Работать надо, а не в потолок плевать.

Мать держала довольно большое хозяйство - у нее была корова, несколько свиней, куры, а также огород. Все, что удавалось надоить и вырастить, она продавала. Правда Катя не понимала - вот мама довольная приехала из города, хвастается, что удалось выгодно продать свинину. Но денег в доме не водилось почти никогда. Свинину они не ели, курятину - максимум пару раз в неделю. В основном питались кашами, вареной картошкой и хлебом, иногда варили жидкий овощной суп. Поесть вкусно и досыта Кате удавалось только у бабушки, которая всегда жалела девочку и старалась хоть как-нибудь побаловать. Чего мать категорически не одобряла:

- Я не поняла, ты что, богатая? - ворчала она. - Пенсия большая? Чего ты Катьке конфеты суешь?
- Танюш, ну она ведь ребенок! - уговаривала бабушка свою дочь. - Ей чего-то вкусненького всегда хочется.
- Перехочется. Нечего ее баловать, не заслужила.

Катя прекрасно понимала, как мать к ней относится.

- Почему она меня не любит? - плакала девочка, обнимая бабушку.
- Тяжелая судьба у нее... - вздыхала та.

-2

- Таньк, а Таньк, чё, не едет к тебе твой пижончик?

Таня злобно посмотрела на девушек, сидящих на скамейке под раскидистой березой, а они лишь звонко смеялись. "Клуши!" - подумала она. Идти было тяжело - ноги ныли, да еще этот огромный живот... Таня ненавидела подружек, ненавидела себя, ненавидела этого городского интеллигентишку и... ненавидела ребенка, который через пару месяцев должен был появиться на свет.

-3

В поселке, где жила Татьяна, было две достопримечательности - вино-водочный магазин и старая церковь восемнадцатого века. И если первый объект привлекал в основном мужское население поселка, то к церквушке часто приезжали студенты истфака, архитектурной академии и художки - все-таки уникальный памятник зодчества, во всей стране второго такого нет.

Девчонки из поселка очень оживлялись при виде молодых городских парней, надеясь, что кто-то из них непременно влюбится и увезет с собой из этого захолустья. Иногда такие истории действительно случались, и этим счастливицам все завидовали.

Вот и в то лето приехала группа студентов-историков. Особенно среди них выделялся один - статный, высокий, светловолосый, модно одетый.

- Какой пижончик! - восхищались девушки. - К такому на кривой козе не подъедешь...
- А спорим - мой будет! - с вызовом произнесла Таня.
- Твой? - девчонки скептически посмотрели на нее. - Ты себя в зеркало-то видела? Не, не для такой его мама растила!

Таня и правда не могла похвастаться красотой - она была невысока, плотная, с широким лицом, крупным носом и маленькими поросячьими глазками. Популярностью даже у местных парней она не пользовалась, а тут на городского красавчика замахнулась! Подруги только со смеху покатывались, пока одна из них однажды вечером не сообщила шокирующие новости:

- Вы представляете, иду я мимо Танькиного дома, а она там! С этим городским!
- Да ладно! - ахнули девушки. - И что они делали?
- Сидели за столом, что-то пили и обжимались, прям как молодожены!

А на следующее утро Таня ходила по поселку с гордо поднятой головой.
- После всего, что между нами было, он теперь просто обязан на мне жениться и увезти к себе в город! - говорила она.

Но парень как сквозь землю провалился, Таня нигде не могла его найти. Руководитель группы, с которой он приехал, сказал, что Виктор срочно уехал, сославшись на какие-то семейные дела. Так и не выгорела идея захомутать городского мальчика и решить все свои проблемы...

Зато проблемы начались позже - Таня узнала, что станет матерью.

- И что, ничего нельзя сделать? - плакала она.
- Раньше надо было думать! - сердито сказала врач. - Сколько месячных не было?
- С июля...
- Ну вот, а сейчас что? Начало октября!

Как же она так пропустила срок? "Ну зато теперь он точно женится!" - подумала Таня. Однако найти того парня она не смогла - больше он не приезжал, а она даже фамилии его не знала.

Сначала Таня пыталась избавиться от беременности народными методами, но мать, когда узнала, запретила ей у6ивaть ребенка.
- Рожай, раз уж так вышло, - ворчала она. - Вырастим как-нибудь.

Вот и ходила Таня злая и раздраженная до самых родов. Дочь она почти сразу отдала матери.
- Ты сказала рожать, вот теперь нянчись, - заявила она и почти забыла про дочь до тех пор, как ей не исполнилось семь лет.

Когда Катюша пошла в школу, Таня забрала ее к себе.
- Вон какая кобыла здоровенная вымахала! Пора бы уже и матери помогать.

Бабушка сначала протестовала, но Таня сказала:
- Я мать, имею право.

И забрала девочку к себе. К тому времени она решила заделаться предпринимательницей - фермерские продукты пользовались хорошим спросом в городе. А поскольку в семье больше никого не было, пришлось Кате наравне с матерью впрягаться в работу, и с тех пор все, что она видела - это куры, свиньи, грядки. У нее даже не было свободной минутки, чтобы поиграть с друзьями, все общение было только в школе, где Катя буквально отдыхала от тяжелого изматывающего труда.

Причем, скидок на состояние здоровья Таня дочери почти не делала. Болеешь? Во двор не ходи, но дома, чтобы было все убрано и приготовлено. Ну и что, что температура, не развалишься.

Катя ненавидела такую жизнь. Она ненавидела этих свиней, куриц, эти бесконечные грядки. Больше всего на свете она мечтала уехать далеко-далеко, забрать с собой бабушку и больше никогда не бегать в холодный деревянный туалет.

-4

- Здравствуйте, Елена Станиславовна. Что эта опять натворила? Я ей всыплю...

Катю домой привела учительница. Она строго посмотрела на Таню и сказала:
- Ничего Катя не натворила, ее пришлось в больницу вести. Вы что, не видели, что у нее с рукой?
- Некогда мне было, - отмахнулась Таня.
- Кате наложили повязку. Как минимум пять дней - никакой тяжелой работы, тяжести не таскать, делать компрессы на ночь.

Проводив Катю, Елена Станиславовна вздохнула, глядя ей вслед. Такая хорошая девочка! Умная, старательная, а так не повезло с семьей...

Мать посмотрела на Катю и сказала:
- Ничего, одной рукой кашу сварить сможешь!

Девочка вздохнула - как всегда, ни одного слова сочувствия. Впрочем, она уже давно привыкла. Когда-то давно она любила маму, пыталась ей помочь, угодить, чем-то порадовать. Но все было без толку - она интересовала мать только как лишние рабочие руки. А потом Катя поняла, что мать просто ее не любит и никогда не полюбит, и перестала пытаться быть хорошей дочерью. Работу выполняла безропотно, но все чувства в ее душе как-то угасли сами собой. Хорошо хоть была отдушина в виде редких визитов к бабушке! Там и выслушают, и поймут, и вкусно накормят...

Но вскоре не стало и этого. Когда Катя училась в девятом классе, случилось страшное - бабушка yмepла. В тот день девочка так плакала, как никогда в жизни. Бабушка была ее единственной родной душой! Конечно, нехорошо было так думать, но Катя иногда нет-нет да и надеялась, что мать уйдет на тот свет раньше, и тогда они с бабушкой будут жить вдвоем. Но теперь бабушки не было, а мать была... Казалось, ее бабушкина cмepть вообще не расстроила.

- Ну да, yмepла! - ворчала она. - Все yмpeм! Я yмpy, ты yмpeшь, так что ничего скулить!

Когда мать это сказала, Кате так хотелось броситься на нее с кулаками! Но она понимала, что не справится: мать была крепкой и сильной, а Катя - "глиcтa болотная, вся в папашу, тот такой же мaлахольный был!" Вот и пришлось молча копить злoбy, считая месяцы, а затем дни до окончания школы.

-5

Часть 2