Когда-то в недалеком прошлом крестьянин, чтобы расписать избу отдавал корову. Да-да, одни крестьяне платили другим, чтобы те расписывали у них стены, простенки, печки, оконные проемы, двери.
Позволить себе это могли немногие. Но и тех хватало, чтобы обеспечить работой более трехсот красильщиков, что жили под Тюменью в деревнях вдоль речки Кармак – Гилевой, Кокшаровой, Рябковой, Скородум, Кармак (сейчас Успенка).
Поэтому роспись так и называется – кармацкая. Встречается она и в соседних областях. А мотив один: затяжная зима, тусклое межсезонье, а так хочется ярких красок.
Когда я побывала в Нижнесинячихинском музее деревянного зодчества и народной росписи, мне хотелось унести с собой каждую расписную досочку. Но как это применить в быту?
Ольга Отраднова нашла способ донести старинную роспись до широкого зрителя, сделать ее современной и заметной. Ее шопперы и брошки разлетелись по всей стране, и даже миру – в Тбилиси, Берлин, Париж.
- Как вы думаете, почему наивная домовая роспись из прошлого стала такой притягательной для нас? – спросила я Ольгу.
- Я не считаю домовую роспись такой уж наивной. Если речь идет о первоисточниках росписи. Да, наивность присутствует в ней, это правда, но есть еще и мастерство, и смелость, и живопись, и красота цветовых сочетаний! Техника есть. Это все же не просто детские рисунки, а работы деревенских талантливых художников, многие из которых так и остались безымянными авторами, кстати.
Как всякий творческий человек Ольга перепробовала много занятий. Но особенно ее увлекла нижнесинячихинская роспись. Много лет, за счет собственных средств ее собирал энтузиаст Иван Данилович Самойлов, он же хранил в небольшой квартире целые разобранные по бревнышкам избы с рисунками.
В росписи часто используется мотив древа жизни. На нем цветы – символ взрослого поколения, рядом ягодки и бутончики – дети и внизу корень – связь с предками. По крайней мере, так любят говорить этнографы и краеведы. А, возможно, крестьянам просто нравились цветы посреди зимы. Поющие птицы, зеленые листья, – все торжествует о радости, благах земных. Теперь они поселились на дамских сумочках и вызывают такие яркие эмоции, невозможно пройти мимо.
У Ольги солидный творческий багаж: филологический факультет, художественная школа, обучение народной росписи у мастерицы Инны Нестеровой и других.
Расписывает Ольга и старинные предметы, которые ее клиенты приобретают в антикварных лавочках.
- Для меня, как художника и декоратора, самое важное гармонично вписать нашу старинную роспись в предмет. Возможно, крестьянский художник сделал бы это по-иному, хотя мне все говорят, что мои изделия будто из другого века. Но я живу сейчас, и мои заказчики живут сейчас, и, мне важно вписать предмет в сегодняшнюю жизнь. Поэтому, когда, я покрываю цветочками старинный утюг, понятное дело, раньше, его не расписывали, а наполняли горящим углем. Как и трепало, корыто, валек использовали по назначению… У них красивые формы, сейчас они несут декоративную функцию и могут украсить интерьер, я же эту функцию усиливаю.
Ольга Отраднова давно поддерживает хорошие отношения с музеем крестьянского быта в деревне Насекина. Она очень любит посещать музеи в городах, где бывает, и узнавать о функциях незнакомых предметов. Поэтому опознает каждый предмет, который попадает ей в руки. Сейчас он легко украсит уже современный интерьер.
- Вообще-то я не ограничиваю себя в творчестве. Могу расписать и совершенно новый поднос из столярной мастерской, деревянную тарелку, куда роспись ложиться тоже очень хорошо, – продолжает художница. – На сумках, чтобы сохранить и преумножить базу рисунков, я стала использовать авторскую печать.
Недавно в тюменском ресторане урало-сибирской кухни появилась расписная горница. Большое искусно состаренное деревянное панно мобильно, чтобы не было привязки к помещению.
- Эта идея принадлежит хозяевам заведения, и я, испытываю огромную благодарность за заказ, и потому что теперь моя работа украшает общественное пространство, и потому что традиции народной росписи теперь увидит любой желающий, – объясняет Ольга. – Декорирование продолжается, я расписала зеркало и горбыль, он будет встречать гостей на входе. В росписи я ввела элемент – репешок – старообрядческий символ жизнестойкости. И мое пожелание развиваться хорошему делу.
Автор: Елена Михалькова