Как-то за разного рода частностями и происшествиями моя роль в нотариальной конторе немного отошла на второй план. Скромно напомню, чего это я тут вообще лежу. Так ведь защитный купол создаю. Нотариус мой обеспечивает защиту законных прав и интересов граждан, а я его берегу. Так и работаем.
Тут у пытливого ума может возникнуть вопрос: а от кого, собственно, нотариус интересы граждан защищает? Что в первую очередь от них же самих — это ясно. А еще? Да вот хотя бы от неквалифицированных юристов. И в этой борьбе нотариат занимает достаточно активную позицию.
Например, недавно нотариусы целую тайную операцию провели. Есть у нас специальный отдел, который как раз правовым просвещением граждан занимается. Так вот, сотрудники этого отдела, не представляясь, стали обзванивать юридические фирмы. Подряд из списка поисковой выдачи. То есть именно в те конторы, куда с вероятностью 96% обратится каждый гражданин, которому внезапно понадобилась юридическая помощь и который загуглил надежного поставщика юридических услуг. Что бы вы думали?
Тут только лечь и лапами голову закрыть остается. При первичных консультациях «юрысты» обнаруживали правовую грамотность уровня ПТУ районного масштаба. Однако же не забывали напоминать о том, что консультации осуществляются на платной основе. Дальше тайным агентам нотариата попались образцы типовых договоров на оказание юридических услуг от таких заведений. Естественно, в них ясно прописано, что никакой ответственности за результат компания не несет. Значит, никаких гарантий. Отмечу особо, что в ходе этой операции сотрудники нотариата обзвонили более 50 (sic!) контор. Может, в масштабах страны это и не особенно много, но отражает общую тенденцию.
При этом ведь есть и такие юридические фирмы, которые не просто оказывают услуги правового характера ненадлежащего качества, а занимаются прямым мошенничеством и втягивают граждан в аферы. Это, конечно, уже не нотариусы выясняли и прокурорские служащие. Например, нашли такую контору, которая обзванивала пенсионеров и предлагала им добиться присвоения звания Герой труда. Даже если недоверчивый пенсионер указывал на то, что оснований для этого нет, юристы отвечали, что, дескать, может, и нет, но они-то знают, как это провернуть. Кое-кто не мог устоять перед таким мощным аргументом. В результате пенсионер получал на руки ровно два документа: письмо в Пенсионный фонд от юридической фирмы и ответ ПФР о том, что права на присвоение звания заявитель не имеет. Стоит ли говорить, что фирма работала на условиях 100-процентной предоплаты.
Как вы понимаете, дорогие мои, приведенное выше – лишь один пример. Нотариус мой сегодня полдня с коллегами на эту тему общается, и только из этого разговора я бы мог десяток схем вам пересказать, но столько времени у вас отнимать не хочу. Однако же хотел бы внести ясность еще по одному пункту. Я все это пишу не для того, чтобы показать, дескать, нотариусы — хорошие, а юристы из частных контор — плохие. Вообще не о том. Нотариус не является заменой или альтернативой адвокату. Скажем так: крайне редко такое может быть. Не говоря уже о том, что и не всякий юрист — адвокат. Но это отдельная тема, сейчас касаться не будем. Я лишь вновь призываю, дорогие мои, тщательно проверяйте своих контрагентов, если уж так повернулось, что нужно обращаться за помощью к юристам. Позиция в первой десятке поисковой выдачи не является гарантией профессионализма юридической фирмы. Уверения о том, что юридическая фирма работает от имени государства, – зачастую обычная ложь. Приписка на вывеске о том, что у фирмы 20 лет опыта работы… Вы сами хоть раз проверяли достоверность таких заявлений? Вот о том и речь!
Мы, конечно, со своей стороны принимаем меры для защиты населения от недобросовестных членов общества; кстати, не мы одни — адвокаты, прокуроры, журналисты, общественники, много кто в деле, но лучшим защитником собственных прав по-прежнему остаетесь вы сами.
А лучшие средства индивидуальной защиты — внимательность, трезвое мышление и ответственный подход.