Есть эксперимент с детьми, который рассказывает о людях кое-что интересное. Ребенка приглашают в комнату и дают ему задание, которое невозможно выполнить. Ребенок должен достать заданную игрушку с высокой полки, не используя никаких стульчиков или других вспомогательных предметов. За то, что справится, ему обещают конфету.
После этого взрослый уходит и наблюдает за ним сквозь скрытое зеркало. Ребенок пытается дотянуться, не может и тут начинается самое интересное. Некоторые дети отступаются, но чаще – ребенок все-таки использует стул. Взрослый возвращается, и как бы не подозревая, о том что ребенок схитрил, вручает ему конфету и хвалит его. Чаще всего в этот момент ребенок отказывается от конфеты и плачет. А некоторые едят конфету и все равно – плачут. Так сладкая конфета становится горькой.
Что происходит с ребенком? Внутри него разворачивается борьба мотивов: хочу конфету – не хочу обманывать. Желание сладкого побеждает, но когда ему вручают конфету «незаслуженно», отвергнутый мотив начинает отравлять вкус конфеты виной, и ребенок плачет. Это нормальное явление, в этом возрасте формируется социальная ответственность – способность учесть интересы других людей, и выбрать соблюдение правила, даже если нужно пожертвовать собственным желанием. Детская психика пятилетки еще неустойчива и поддается искушению, но не испытать угрызений совести уже не может.
В целом, описываемый феномен – полезная модель поведения, она позволяет обществу сосуществовать вместе. Если бы каждый брал что хочет без оглядки на социальные правила, вокруг нас царил бы кровожадный хаос. Но! Беда в том, что когда ребенок вырастает, правила могут врасти в него так сильно, что останутся грубым набором заповедей, не учитывающим сложность взрослой жизни. И взрослый не берет «конфету» даже там, где есть ее и можно, и нужно.
В норме «правила», вдолбленные окружением, должны быть пересмотрены и заменены на личные ценности; тупое следование морали – на выработку гибких решений с учетом контекста; а ужас перед наказанием – на мужество нести ответственность за свои выборы. Но в нашей культуре сплошь и рядом не так.
Уставшая от декрета молодая женщина хочет выйти на работу, потому что жить в круге бесконечных примитивных забот невыносимо, но если это сделать, то «совесть» ее сожрет поедом, потому что в складках подсознания лежит послание от мамы: «Женщина должна всю себя отдавать ребенку, иначе она эгоистка». И наша мама либо не решается на выход из декрета, - и отравляет своей усталостью и унынием жизнь всем домашним; или решается, но не может получить удовольствия от появившейся восьмичасовой свободы – потому что проживает ее с гирей вины на шее.
Мужчина тяготится жизнью с матерью, которая, старея, становится все капризнее и ворчливее, но не решается снять ей отдельную квартиру, потому что в его лобных долях тайно правит бал мысль: «Отец ушел от матери, причинив ей горе, я не могу стать тем, кто заставит ее страдать еще раз, я должен быть лучше отца». Поэтому продолжает жить с матерью, приходя домой все позже, выпивая по выходным все больше, и скандаля с матерью все чаще.
Когда вы в следующий раз почувствуете борьбу вашего желания с «совестью», вспомните о том, что «совесть» - это всего лишь «угол», в который вас ставили родители, чтобы проучить за непослушание. Пристало ли вам, сорокалетнему дяденьке, его бояться?
А удовольствие от соблюдения правила – это всего лишь конфетка, которую, кряхтя, выдавала вам бабушка. Так ли вы, тридцатилетняя тетенька, нуждаетесь в сладком, учитывая ваш уровень сахара и поплывший животик?
Это поможет вам начать критично относиться к привычному следованию голосу «морали». Хорошо бы, конечно, еще сделать ревизию этой самой морали, сдув с нее пыль, и переворошив содержимое. Психологи вам в помощь.
Автор: гештальт-терапевт Галина Соколенко