Всем привет, вот и закончилось игровое событие "Царство теней" в Мире танков, а значит пришло время подводить его итоги.
Издалека начинать не придётся, ведь что-то похожее мы уже видели в прошлом году под названием "Тыквенный переполох", и я от того события был не в восторге. Отчасти потому, что я крайне скептически отношусь к такому празднику, как Хеллоуин. Ну не цепляет меня эта атмосфера, как ни крути! Но 2023 год - год чудес, поэтому даже в Государственной думе предложили взять и адаптировать этот капиталистический праздник к нашим русским реалиям, для начала переименовав его в «День жутких сказок и историй». Понятно, что это скорее всего было сказано не на полном серьёзе одним почти никому неизвестным до этого события депутатом, а наши СМИ раздули из мухи слона громкими заголовками, да и на нашу жизнь подобные вещи обычно не влияют: сейчас у нас 31 октября в принципе никаких праздников официально нет, но это не мешает людям веселиться, что называется, "без повода". Тем не менее, данное предложение по переименованию идеально передаёт суть того, что случилось с "Тыквенным переполохом" в 2023 году, и как он превратился в "Царство теней". Давайте же вместе разберёмся со всеми метаморфозами...
Атмосфера
Глобально - ничего не изменилось: та же мистика и сказки... Думаете, я сейчас опять буду ныть на эту тему? А вот фигушки, мне понравилось! За шикарно сыгранного Тирана Царевича и возможность посадить его командиром на танки в ангаре я готов даже купить пару десятков коробок (о них мы тоже сегодня поговорим).
Чем нас встречает событие? Ангаром!
Кто там успел соскучиться по стандартному лесному ангару? У нас тут он же, но с налётом мистики! Гигантские грибы, ночное освещение, паутина... Из весёлого - время от времени вылезает забавный старичок-лесовичок, который постоянно что-то себе бормочет под нос (что именно я так и не расслышал, но мне показалось, что ничего интересного). Переход непосредственно в игровой режим реализован через Тарелку с катающимся по ней яблочком. Русским духом (а точнее духом народных сказок) в этом ангаре не просто пахнет, а пропитано примерно всё! Тематика у нас типичная для Лесты - русские народные сказки, но в современной обработке. Я знаю, что многим такое решение не нравится: им в очередной раз подавай ФеменВаффентраггера или Мирный-13, или вообще паразитизм на Терминаторе 2 и Пятом элементе под новогодним соусом; а лично мне такая тема зашла. Да, первое появление Карачуна, Кощея Бессмертного и Ивана Царевича меня не впечатлило (когда-нибудь я уже сделаю обзор на Чудище заморское, обещаю!!!); но в Царстве теней этих персонажей умудрились сделать весьма харизматичными; и уж точно более интересными, чем пресловутых ведьмочек с неприятным котом Хвостариусом в "Тыквенном переполохе". История стала глубже, в неё стало интересно погружаться (да, я с удовольствием прочитал все записки в событии и на сайте, а такое желание вызывал только Мирный-13!)...
Если кратко передать суть, то есть некий "большой начальник", который по своему замыслу и с помощью Катрины решил изменить баланс сил в "Царстве теней". Дескать Кощей Бессмертный уже не тот, надо бы ему замену найти, но Иван Царевич в классическом формате на эту роль не годится от слова совсем. Решение оказалось проще простого: берём да и меняем магическими чарами (и зеркалом) характер персонажа на противоположный! И вот у нас уже есть Тиран Царевич - холодный властолюбивый деспот, занявший наконец свой трон. Вот у нас бывший глава - Кощей Бессильный, ставший придворным шутом. Ну а за одно под горячую руку попали Баба Яга, превратившаяся в бабушку божий одуванчик; и Василиса Прекрасная (ставшая Прескверной) и горюющая по поводу дефицита внимания со стороны Ивана. Не знаю, сыграет ли это какую-то роль в будущем (а мы точно ждём продолжение истории, уж больно много затравок оставили разработчики), но пока эти персонажи лично для меня выглядят второстепенными (нужно было 5 членов экипажа сделать, вот и натянули сову на глобус Белоруссии). Вместе с героями в замес в качестве куратора от "большого начальника" направляется некая Катрина - максимально непонятная и загадочная личность. Ну а дальше: бегают наши герои по этому Царству теней и собирают волшебные яблоки, чтобы чары разрушить. Беготня эта реализована в формате танковой аркады, где яблочки заменили опыт, так что погружения в ЛОР минимум. Ну и по итогу - развязка сюжета: Баба Яга и Василиса с нетерпением возвращаются к старым образам; Тиран Царевич об этом даже не думает; а Кощей, как мне показалось, раздираем сомнениями... И вот тут опять всплывает мутная Катрина, с которой мне лично максимально ничего не ясно. Выглядит всё это как жирная такая заготовка на продолжение истории.
Что я могу сказать по поводу сюжета? Мне он понравился. Да, звёзд с неба не хватает, каких-то революционных идей тут нет; но это не делает его скучным. Лично я буду ждать либо какой-то развязки на сайте игры, либо следующего года (а история 100% не завершена, и ниже разберём, почему)!
С персонажами всё сложнее. Я точно могу выделить двух основных: Тиран Царевич и Кощей Бессильный; и четырёх второстепенных (остальные, включая невидимого "большого начальника"). Как я уже упомянул выше, моим любимчиком однозначно будет Тиран Царевич!
В целом, путь наших персонажей хорошо ложится в "формулы путешествия" вроде Круга Воглера.
Разберём это на примере Тирана Царевича. Первый акт (Начало пути) мы увидели в формате роликов и записок. У нас есть исходное состояние (Иван Царевич), привычный нам бравый максимально положительный герой, которого все мы знаем по сказкам. В качестве "зова к странствиям" выступает типичное состояние Ивана Царевича - поиск подвигов. За этим состоянием мы его и застаём в первом сюжетном ролике! Иван Царевич не из тех героев, кому не хватает уверенности в себе, так что стадии "отказа от зова" и "появления наставника" мы пропускаем (это допустимо), сразу переходя "преодолению первого порога" - проходу через странное зеркало в мир Царства теней.
Тут начинается второй акт (Инициация героя), в развитии сюжета которого нам с вами и предстоит принять посильное участие. Шаги "Испытания, союзники, враги" и "Приближение к сокрытой пещере", в ходе которых герой должен освоиться в новом мире, задуматься о своём месте в нём, а также поставить перед собой некоторые цели (обозначить испытание) мы увидели в формате статей на сайте и в ангаре. Что мы знаем про Ивана Царевича (или точнее уже Тирана)? Что он очень быстро принял своё новое Я, осознал своё место в этом мире и поставил себе вполне понятную цель - остаться в этом обличье любой ценой. Шаги "Главное испытание" и "Награда" мы увидели в формате танковых аркадных боёв, которые в этом ЛОРе выглядят чужеродно. Ну будем считать, что по ходу дела Тиран Царевич таки устроил охоту за волшебными яблоками, которые собственно и стали его наградой. Второй акт закончился, идём дальше...
Третий акт (Возвращение) мы увидели снова в формате текста, причём этот акт однозначно обрезан, что даёт нам чёткое понимание - история не закончена. Третий акт складывается из нескольких шагов: отказ (мы сейчас тут) - герой не хочет возвращаться в обычный мир, а чтобы его мнение изменилось, должно появиться ещё одно испытание (ну ждём); обратный путь - герой проходит новое испытание и наконец осознаёт, что хочет вернуться к прежнему Я; возрождение - собственно переход; возвращение с эликсиром - герой получает что-то (не обязательно физический предмет), чем может поделиться с окружающими (условно - мудрость, как плохо быть Тираном Царевичем). Что мы знаем про Тирана Царевича? Он пошёл в отказ, решив остаться в новом обличье. Сюжет не закончен, ждём продолжения!
Аналогичная история у нас с Кощеем Бессильным и, скорее всего, Катриной (которая вообще не раскрыта); и только Баба Яга и Василиса совершают полный круг, вернувшись к исходному состоянию (а может и не совсем).
В целом, помимо истории мы можем оценить персонажей по озвучке. Я могу отметить, что все актёры попали в характер; но не вся озвучка мне зашла. Начну с хорошего: Тиран Царевич прекрасен, дайте двух! Его колкие фразы ("назойливый был, как моя жена лягушка"), произнесённые холодным надменным голосом, стали одним из поводов подольше поиграть в режиме и заполучить этого парня себе в казарму. Топ-2 я могу отдать Бабушке Яге и её котику. Кощей мне в душу не запал, ну есть и есть, да и шуток от него не дождёшься, кроме траура по сбитой гусенице... Василиса и вовсе оказалась максимально пресная и пустая. С Катриной всё вообще странно. Ну да, вредная барышня с кучей понтов, однако её характер и драму я так и не понял, так что какой-то эмпатии у меня к ней нет, несмотря на очевидное сходство персонажа с Кариной. В итоге, если в начале события я наибольшие надежды возлагал именно на этого персонажа, то в конце он стал чуть ли не главным разочарованием. Если ваш покорный слуга всё понял неправильно, то просветите меня в комментариях!
С сюжетом и озвучкой разобрались, а что там по визуалу? А тут всё как в прошлом году: ночные карты, светящиеся грибочки, тень Змея Горыныча...
Карт у нас три: Мурованка, Промзона и Руинберг. Забавно, что карты под копирку прошлогодние с небольшими изменениями декораций, так что результатов перекапывания Мурованки и Промзоны из 2023 года мы не увидим.
На Промзоне почему-то были явные проблемы со скайбоксом: звезды были крупные и совсем некрасивые (видно, что с разрешением текстурки случилась беда).
Лично мне больше остальных карт нравился Руинберг, но ровно до тех пор, пока я не прочувствовал диссонанс между картами и танками и ЛОРом события. Промзона (Чешский завод Татра), Руинберг (что-то немецкое готическое), Студзянки (Польша) и Мурованка (что-то восточно-европейское) ну никак не вяжутся у меня с русскими народными сказками! Это евро-ведьмочки тыквенного переполоха были тут дома; а Тирану Царевичу с Бабой Ягой даже на Мурованке должно быть не по себе. Я понимаю, что и без этого режима дел у Лесты хватает, поэтому они просто заменили тыквы на грибочки (клёвые, кстати), подправили рисунки на зданиях; и оставили прежние карты. В итоге мы получили новых крутых персонажей и историю (чего не было в прошлом году, и это чувствовалось), которые костылями грубо прикручены к танкам (ЛОР ведьмочек это объяснял, ЛОР Царства теней пытается: вспомним помощь деду-лесовичку; но делает это неубедительно. Принимаем как данность, что в игре про танки танки всё-таки первичны, поэтому они по-умолчанию будут) и старым евро-картам, от которых за версту веет Хеллоуином, а не русскими сказками. Надеюсь, что в следующем году мы увидим такие же декорации, но на "отечественных" локациях: Прохоровке, Малиновке, да пусть даже на Энске; но чтобы с избушками и прочими самоварами...
В целом за атмосферу я готов поставить крепкую Четвёрочку! По отдельности оно (озвучка, персонажи, карты, ангар) всё выглядит на пять с плюсом, но вместе как-то не вяжется.
Геймплей
Он практически не изменился с прошлого года. Команды стали меньше (10 на 10), что снизило плотность огня и пошло на пользу. Добавились новые умения, большая часть из которых бесполезна. Целый танк критов от Василисы легко ликвидируется новым ремкомплектом, его влияние на бой минимальное. Пожары от Катрины - аналогично. Второе попадание ликвидируется расходником на срочный ремонт. Из мощного и неконтрящегося - стрела холода моего любимого Тирана Царевича; по какой-то причине её эффект не снимается аптечкой, так что остаётся терпеть. Аналогично - шут от Кощея, вот только если заморозка в принципе не даёт вам ничего сделать, то "Бенефис шута" превращает танк либо в сумасшедший таран, либо в фугасный пулемёт (а фигли - скорпион на фугасах с секундой перезарядки отпинает кого угодно). Да, менять снаряды всё так же неудобно, акцент снова сделан на умения (всё равно 90% выстрелов вы сделаете "голдой"), но это не особо критично. Ну а лечилка на то и лечилка, про неё сказать нечего... Разве что из-за мода, блокирующего выстрел в союзников, пользоваться ей было неудобно.
Геймплей вышел аркадный, врывной, бодрый. С учётом отсутствия экономики в режиме мне было фиолетово на тип снарядов и расходники, так что я веселился как мог. Вопреки ожиданиям, бронированная техника тоже чувствовала себя нормально (К-2 и ИС-3 не дадут соврать): от засилья голды спасало восстановление ХП, так что с живучестью я проблем не заметил (да и возрождение никто не отменял).
По ходу игры нам предложили 2 задачи: в 8 боях попасть в топ-7 игроков своей команды из 10 по заработку опыта яблочек, используя в бою конкретный вид расходника; и победить в 3 боях. На победы в этой связи тоже было плевать, ибо сыграть нужно минимум 8 боёв (для выполнения первой задачи), из которых 37,5% должны закончиться победой. Свидетели откруток расскажут, что могут и 20 боёв сыграть в режиме, не дождавшись трёх побед; но лично мне хватало 8 боёв в каждой главе, чтобы закрыть этот вопрос. На деле же сыграл я гораздо больше, экспериментируя со сборками и танками.
Из проблем могу обозначить лишь любителей тарана, которые настолько меня задолбали в двух последних главах, что сборка всей техники стала шаблонной: бонус на таран (чтобы не умирать от постоянных атак камикадзе), бонус персонажа (требуется задачей), бонус на скорострельность или точность. По сравнению с прошлым годом таких личностей стало гораздо меньше: ведь "рывок" (ускорение) стали выдавать лимитировано, да и методов борьбы стало больше, что сказалось на эффективности тактики; но вычеркнуть эту историю из разряда проблем режима я не могу.
В целом, к геймплею я остался равнодушен (типичный Мир Танков), он мне даже скорее понравился, но с оговоркой... Это всё ещё дурное бодрое танковое рубилово, все недостатки которого я разобрал в прошлом году. Сейчас я готов подойти к вопросу более философски, расслабиться и начать получать удовольствие от процесса. Ну нравится кому-то такое развлечение - пусть будет. Да и пусть оно будет приурочено к пресловутому Хэллоуину, этот праздник точно про веселье, так что и формат тут к месту. Мои же прошлогодние пожелания (дать возможность игрокам эффективно играть на любых классах в фан-режимах, дать больше тактического геймплея) скорее стоит применить к более серьёзным праздникам вроде Дня Победы. В конце концов, раньше так и было: на 1 апреля веселье: гонки, футбол, шаротанки; а на условное 9 мая что-то стратегическое: та же Дорога на Берлин. Надеюсь, что эта практика вернётся.
Немного про лутбоксы и награды
Ну и напоследок затронем вопрос, ставший больным для многих игроков. Леста постепенно внедряет в Мир танков лутбоксы по примеру Мира кораблей. И вот тут стоит поподробнее остановиться на последних. К чему привыкли танкисты? К новогодним коробкам, которые продаются за реальные деньги, а внутри несут игровое имущество на сумму покупки или даже больше; обязательно в составе есть золото. Что мы видим у Лесты? Коробки сами по себе продаются за золото в клиенте игры. Какой смысл покупать одну сумму золота за другую - я не знаю; но многих отсутствие гарантированного золотого выхлопа напрягло. Для меня это странно, но спишу этот момент на старые привычки. В коробках содержатся танки с мизерным шансом выпадения. Тут я могу лишь сказать, что у Лесты есть два типа коробок: жирные по большим праздникам (Новый год; Чёрная пятница - они как раз сейчас в продаже - сходите сравните уровень) и обычные (любые другие случаи, они в Кораблях вообще круглый год в продаже).
Эти коробки - обычные; так что раньше времени хоронить новогодние ящики не нужно. Вы, я думаю, заметили; что у ящиков появился уровень: обычные; бронзовые; серебряные и... Всё! Логично, что должны быть ещё золотые, но мы их ни разу не видели! Что-то мне подсказывает, что новогодние ящики будут именно из той категории. В Мире кораблей у нас вообще есть 3 типа новогодних ящиков: дешёвые (250 дублонов) с шансом выпадения корабля около 1,5% (как в танках до этого!); средние (750 дублонов) с шансом выпадения корабля 11% (в танках таких щедрот не было никогда) и большие (1250 дублонов) с шансом выпадения корабля 16%. И да, из них может падать всё, что угодно от рядовых премов 6-9 уровня (то, что есть в продаже) до редких коллекционных имбочек (5-10 уровня). В итоге если переводить это на танки, то выпасть вам может любая техника в игре, кроме тестовой и киберспортивной. А вот выловить что-то сравнимое с Левшой, Фошем 155, Типом 59 и Е 25 в кораблях вполне можно на Новый год. А ещё вам не могут падать дубли, пока есть невыпавшие лоты, а потом они будут замещаться компенсацией в размере... Стоимости 2 ящиков (500-2500 дублонов)! Да, никакого бесконечного фарма золота. Я очень сомневаюсь, что в танках будут именно такие коробки на Новый год (скорее привычные нам с ограниченным пулом техники), но они точно будут жирнее ящиков Царства теней!
А что с ними не так? А то, что потратив 400 золота на коробку, вы можете получить из неё всего 100 000 серебра или день премиум аккаунта (а это эквивалентно 250 золота), то есть коробочки в теории могут быть убыточными; но на длинной дистанции вы всё равно отобьёте их стоимость (тот самый случай, когда выгоднее либо купить много, либо не купить вообще).
Вот так Леста принесла в жизнь танкистов несколько новых правил: коробки будут не только на новый год; коробки будут продаваться за золото; коробки дадут вам какое-то игровое имущество, но не дадут золото и компенсироваться будет стоимость коробки/коробок (!), а не выпавшего имущества; коробки могут быть не очень выгодными (обычные, ивентовые). Как в этой парадигме жить? Очень просто - не покупать всё подряд. У вас же давно есть в продаже куча премиумной техники, но покупаете вы только интересные образцы. Вот тут тот же принцип: коробок будет много, но гнаться за ними не стоит.
Давайте подводить итоги...
Итоги
2022 год был сумбурным, поэтому Лесте пришлось собирать Тыквенный переполох из дерьма и палок подручных материалов: в итоге успели сделать кривоватый концепт боя, крутой визуал, но не смогли в историю. В 2023 сделали историю (явно рассказанную не до конца), довели концепцию режима до ума; но не успели основательно переработать визуал (он крутой, но не так лаконично вписывается в канву сюжета). Я знаю, что разработчики (старые) многократно говорили, что производственный цикл игры (от идеи изменений до выпуска на сервера) составляет около полутора лет, так что в столь сжатые сроки не стоит ждать от Лесты мощных игровых событий. Ведьмочки родились на коленке за полгода оперирования. Царство теней родилось через полтора года, и мы видим качественный рост. В конце концов, Мирный-13 тоже не сразу строился (помним же перенос события? А ведь разработчики не просто так дали себе ещё ГОД на полировку и доработку режима); да и не исключаем, что приоритетом разработчиков в плане картинки явно было гораздо более значимое новогоднее событие (нам же выкатили Зимнюю Прохоровку, так что художники явно не сидят без дела).
Я очень тепло воспринял Царство теней. Да, концептуально это тот же Тыквенный переполох, который мне не понравился в прошлом году, но под новым соусом. И вот тут, подобно тому, как майонез всё делает едой, сказки от Лесты, внезапно, смогли меня зацепить.
Я играл в режим не столько потому, что мне нравился геймплей (он для меня вообще оказался где-то в стороне: играю в привычную игру с нетипичными настройками), сколько ради истории и крутой озвучки персонажей, которую хотелось и хочется смаковать. Да, режим однобокий в плане тактики (Бодрое рубилово), но это весело, и с этим спорить я не буду. Этот режим посвящён именно веселью (как старые первоапрельские), и здесь вас не будут отвлекать от него ни статистика, ни экономика, ни пресловутые Победы с Поражениями.
И вот стоило это принять, как жизнь заиграла новыми красками! А всего-то нужно было выключить тараканов в голове...
Короче говоря, вердикт от меня в двух словах: сюжет и персонажи хороши, но танки тут как собаке пятая нога! Если вы готовы играть в игру внутри игры с магией и сказками (и танками на фоне), то режим был создан для вас; ну а если вы хотели поиграть в Танки, то их никто не убирал - рандом исправно функционировал всё это время.
И на этом у меня всё. Для вас творил Отдел угнетения Лесты, ставьте оценки, делитесь мнением в комментариях. Увидимся на полях сражений!