Да, именно такую картинку, как на заставке, я увидел в журнале "Техника-молодежи" за февраль 1961 года в заметке, посвященной успешному старту автоматической межпланетной станции "Венера-1".
История исследования космоса - это мое давнее увлечение. Естественно, я знал об АМС "Венера-1", но до этого номера журнала даже не подозревал о запуске какого-то "тяжелого спутника". Обратился к материалам из Интернета, а также к воспоминаниям генерала Каманина и конструктора Бориса Чертока. В результате получилась эта статья, которую я представляю вниманию читателей.
Начало космической эры - время испытаний новой космической техники и, как следствие, время частых неудач и даже катастроф. Для подстраховки, на случай возможной неудачи, в Советском Союзе в особо важных случаях (а запуск межпланетной станции - это особо важный случай, тем более что окно для запуска очень небольшое) стремились запустить не один, а два космических аппарата. Но обратимся к дневникам Каманина за 1961 год:
20 января.
В монтажном корпусе на сборке находятся два объекта "В" (АМС "Венера" - Ред.). Первая и вторая ступени ракеты для этих объектов такие же, как для корабля "Восток", третья ступень — новая и имеет двигатель конструкции Косберга, четвертая ступень имеет один двигатель. Объект "В" весит около 600 кг и имеет один двигатель конструктора Исаева для коррекции траектории полета.
Всего готовятся три объекта. Их пуски были запланированы на 20-22 января, 28-30 января и 8-10 февраля, но сейчас уже ясно, что этот план нереален. Оборудование привезли на полигон без комплексных испытаний в ОКБ-1 из-за задержки поставок, а жесткие сроки "давят" на Королева: пускать объекты можно только в период 20.01-14.02.1961 года. ОКБ-1 готовит пуски на Венеру, готовит пуск "Востока-3А" и еще отвечает за совершенствование боевых ракет.
Получается очень большая разбросанность, одно мешает другому. Пуск на Венеру — затея едва ли разумная: она задерживает полет человека и снижает боеспособность ракетных войск. Вероятность достижения Венеры данной системой небольшая, а цена эксперимента огромная, учитывая не только деньги, но и влияние этих работ на другие цели.
Итак, к запускам, на которые отводилось не более трех недель, готовились два межпланетных аппарата: 1ВА №1 и 1ВА №2.
Если генерал Каманин был настроен скептически по отношению к запускам на Венеру, то сотрудники ОКБ Королева, напротив, были полны энтузиазма, хотя целью полета станции и было простое попадание на поверхность планеты (доставка вымпела, как и в случае с АМС "Луна-2"). Из книги Бориса Чертока "Ракеты и люди":
Для первых пусков по Венере готовились также два аппарата под
индексом 1ВА. По системе управления и составу бортовой аппаратуры
1ВА были близки к 1М. Целью пусков было приобретение опыта
попадания в Венеру, проведение исследований на трассе Земля —
Венера и на участке сближения с загадочной соседкой Земли.
Подготовить конструкцию спускаемого аппарата и аппаратуру для
непосредственного исследования атмосферы и поверхности планеты в
астрономические сроки было невозможно. Хотя Келдыш и заговаривал
на эту тему, но быстро понял, что это совершенно нереально. На 1ВА
был установлен вымпел в виде маленького глобуса с нанесенными
очертаниями земных материков. Внутри этого шарика находилась
медаль с изображением схемы полета Земля — Венера. На другой
стороне медали был герб Советского Союза. Вымпел был помещен в
сферическую оболочку с тепловой защитой для сохранения при входе
в атмосферу Венеры со второй космической скоростью. Кто из
венерианцев обнаружит этот вымпел, нас не очень волновало. Важно
было опубликовать его описание и доказать, что Советский Союз
первым коснулся Венеры.
Из-за недостатка времени и неготовности аппаратуры космических аппаратов подготовка к старту на космодроме шла очень напряженно. По воспоминаниям Бориса Чертока самым ненадежным оказался радиокомплекс. При подготовке выявлялись не только отказы аппаратуры, но и явные "ляпы", допущенные при проектировании. Происходили бесконечные разборки и повторные сборки орбитального контейнера. Наконец, после стыковки аппарата с носителем, на 1 февраля 1961 года был намечен вывоз ракеты на стартовую позицию.
Обратимся опять к дневникам Каманина:
1 февраля.
Утром встречался с Королевым и Келдышем; первый бодрится, у второго настроение довольно кислое. Ракета стоит на старте, она метров на 5-7 выше ракеты для корабля "Восток". Комплекс проверок на старте прошел
удовлетворительно, но отказал один из гироскопов. В 23:30, когда все собрались на совещание в землянке у старта, подполковник Кириллов доложил о готовности к заправке ракеты топливом. Королев заверил, что через час положение с гироскопом прояснится, и тогда можно будет заправлять ракету. В 2 часа ночи стало ясно, что пуск не состоится, и
его перенесли на 4 февраля.
4 февраля.
Первый старт ракеты на Венеру состоялся точно в 4:18 по московскому времени. За два часа до восхода солнца я стоял на открытой площадке в 800 метрах от старта и наблюдал, как под ракетой с нарастающим шумом разрасталось море пламени. Зрелище было исключительно красивым. На 119 секунде полета отделилась первая ступень. Ракета
простым глазом наблюдалась более четырех минут. Инверсионный след ракеты на высоте более 100 километров был освещен Солнцем. Телеметрия и все измерительные пункты работали нормально. 4-я ступень отделилась от 3-й, но команда на запуск двигателя 4-й ступени не прошла, и двигатель не запустился. В космосе появился "великий немой" — самый большой спутник Земли (весом в 8 тонн), но без радиосвязи. Оставаясь внутри 4-й ступени со свернутыми антеннами, он не мог передавать и принимать радиосигналы.
Через два часа после запуска собралась комиссия. Решали — объявлять об этом пуске или нет. Большинство, в том числе и я, высказались за немедленное опубликование сообщения о запуске. Учитывая политическую ситуацию и то, что за рубежом все равно обнаружат этот спутник, мы полагали целесообразным дать объяснение появления нового большого спутника, не раскрывая истинную цель запуска. Глушко предложил удачный вариант официального сообщения: "С целью отработки запуска более мощного космического корабля выведен на орбиту новый спутник, с
помощью которого в течение первого же витка получены все необходимые телеметрические измерения". Королев и некоторые другие члены комиссии высказали свои сомнения в целесообразности публикации сообщения о пуске, но им возразили, что этот спутник за границей могут окрестить разведчиком или еще хуже - будут писать о неудачном запуске человека. Самую непонятную позицию занял Пашков. Он сказал, что надо подождать сообщений из-за границы и только после этого давать свои объяснения.
На Венеру мы не попали, но три ступени новой ракеты сработали отлично. Теперь у нас есть ракета, которая может вывести на орбиту 8 тонн, а следовательно, и «стрельнуть» в любую точку земного шара самым мощным термоядерным зарядом. Учитывая малые сроки подготовки пуска ракеты на Венеру и новизну ее 3-й и 4-й ступеней, а также АМС, мы можем без всякой натяжки поздравить нашу Родину с новым крупным успехом в освоении космоса.
Вот так с подачи Глушко, неудачный запуск был представлен, как очередная победа СССР в деле освоения космоса.
Конечно, это была, как модно говорить сейчас "советская пропаганда", но вдумайтесь в строки, которые написал Каманин в последнем абзаце приведенного отрывка из его дневников - у нас появилась ракета, способная отправить на орбиту объект, весом в 8 тонн. До этого дня такого ещё никто не мог сделать. Да, это не полный успех, но его можно считать частичным успехом. Не забывайте, что тогда это все происходило впервые.
Расследование аварии довольно быстро выявило её причину: отказ в конце участка работы третьей ступени машинного преобразователя тока ПТ-200. Этот
преобразователь обеспечивал питанием систему управления блока "Л" (четвертой ступени), и авария полностью объяснялась его отказом.
Оказывается, этот преобразователь не был рассчитан на работу в вакууме, а его поместили на раму, соединяющую блок "И" (третью ступень) с блоком "Л". Надо было что-то делать, ведь "на носу" был второй запуск аппарата к Венере. Решение нашли быстро. Дадим слово снова Борису Чертоку:
За несколько часов ПТ-200 был смонтирован в герметичный
контейнер из-под бортовой батареи. "Тепловики" - так именовались
специалисты по тепловому режиму - посоветовали укутать контейнер
в экранно-вакуумную изоляцию и разрисовать его черно-белыми
полосами, подобно зебре. Иосифьян (разработчик прибора) очень болезненно воспринял аварию по вине ПТ-200. Импровизацию по упаковке преобразователя в готовый аккумуляторный контейнер он одобрил, но с пристрастием проверял расчеты по тепловому режиму. Он не успокоился, собрал вместе Королева, Руднева, Калмыкова и ночью привел их в
лабораторию, где мы заканчивали хлопоты по установке ПТ-200.
Хотя баллистики ограничили время жизни "тяжелого спутника" двумя-тремя витками, он просуществовал на орбите 22 дня. Аппарат сошел с орбиты над Сибирью и частично сгорел в атмосфере.
Странная траектория спутника и неясное сообщение ТАСС породили на западе слухи о том, что это была катастрофа космического корабля с космонавтом.
Из книги Бориса Чертока "Ракеты и люди":
Всех развеселило сообщение присутствовавшего на заседании
Госкомиссии генерала Каманина. Ему передали из штаба ВВС, что
после сообщения ТАСС о нашем тяжелом спутнике итальянские и
французские радиолюбители якобы слышали и принимали на наших
космических частотах человеческие призывы о помощи и стоны. На
основании этих сообщений некоторые газеты предположили, что
"тяжелый спутник" был пилотируемым и космонавт погибал на орбите
в страшных муках.
Медаль, которую аппарат 1ВА №1 должен был доставить на поверхность Венеры, уцелела. Защитный шар с медалью внутри был найден летом 1963 года купавшимся мальчиком в сибирской реке Бирюса. Отец мальчика передал находку в милицию, они в КГБ, а через них медаль попала обратно в ОКБ-1. Находка была принята там как настоящее чудо, так как вероятность падения аппарата на сушу, тем более на нашу территорию (а не в Мировой океан) была весьма мала.
Так закончилась эта история с "тяжелым спутником". А 12 февраля 1961 года к Венере стартовала вторая космическая станция 1ВА №2, которая получила название "Венера-1". Из-за казуса во время предыдущего старта, разгонный блок "Л" в сообщении ТАСС тоже пришлось именовать "тяжелым спутником" (и ещё "летающим космодромом") с которого и стартовала к Венере АМС "Венера-1".
В течение недели со станцией поддерживалась связь. За это время были проведены измерения параметров солнечного ветра. Последний раз связь со станцией состоялась 19 февраля 1961 года. Потом станция замолчала.
Борис Черток полагал, что причиной потери связи было неправильное конструкторское решение, по которому в перерывах между сеансами связи бортовые приемники отключались, а затем включались обратно по сигналу бортовой автоматики. Однако, 20 февраля станция не ответила на сигнал Центра управления. Из этого были сделаны выводы - на последующих станциях бортовые приемники не отключались.
19 и 20 мая 1961 года АМС "Венера-1" прошла на расстоянии приблизительно 100 000 км от планеты Венера и перешла на гелиоцентрическую орбиту. На этом закончилась история первого полета к планете Венера. Впереди были новые полеты, которые принесли СССР лидерство в изучении этой планеты.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.