Солдаты вместо жен Абдуллы, инспектор Лестрейд, переквалифицировавшийся в императора...
Каких только забавных «подмен» ни бывало при съемках кино в СССР! Сегодня всё гораздо проще: справиться помогают разные компьютерные ухищрения. А вот в докомпьютерную эру приходилось выкручиваться… и порой получалось весьма занятно.
Давайте рассмотрим 10 самых забавных примеров, как актеров в советских фильмах озвучивали и другим образом дублировали, а также подменяли и проч. самые неожиданные люди…
Заинтригованы? Тогда «поехали!».
1. «Бриллиантовая рука» 1968 г. Леонида Гайдая
В этой замечательной комедии Гайдая сам режиссер появлялся мимолетно в кадре, причем в тандеме с одним из своих любимых актеров – Георгием Вициным.
Вы не помните там ни одного, ни другого?
Между тем этот творческий кентавр появлялся в сцене, когда стражи порядка ночью усаживали в милицейскую коляску разбуянившегося гражданина. Он там еще исполнял небольшую «руладу» из другой комедии Гайдая – «Кавказская пленница…».
Так вот в этой сцене телом гражданина был режиссер, а его голосом – Вицин.
2. «Белое солнце пустыни» 1969 г. Владимира Мотыля
Если вы помните, как красноармеец Сухов цыплят по осени считал подсчитывал вверенных ему жен Черного Абдуллы, то вы можете знать, что всего их было девять.
Мы тут не будем акцентироваться на том, зачем этому местному князьку была такая прорва женщин и успевал ли он их всех оделить должным вниманием.
Но мы тут остановимся на том любопытном факте, что во время съемок лишь три девушки были профессиональными актрисами, остальных же нашли в других районах, вплоть до Латвии (местные жительницы, видимо, в силу своей традиционной культуры не хотели сниматься). Одна даже была редактором студии «Останкино».
Но это еще не та «шутка юмора», о которой хотелось упомянуть.
«Цимес» состоял в том, что эти шестеро, помимо того, чтобы дефилировать перед камерой в восточных нарядах, должны были еще трудиться на своих основных рабочих местах. И им не всегда удавалось совмещать графики.
И вот тогда приходилось заменять перед камерой девушек… солдатами.
А что? Даже Петька не мог допроситься у Гюльчатай, чтоб «открыла личико», остальные же супруги и подавно ходили, «наглухо задрапированные» одеяниями. Поди разберись, кто под одеялом – прелестницы или «вдруг крокодил какой».
Вот такой разномастный «коллектив» оказался. Получается, Сухов почти не лукавил, когда писал жене, что ему «как сознательному бойцу поручили сопроводить» не чужих отнятых жен или там oдaлиcoк, а именно «группу товарищей с братского Востока».
3. «Варвара-краса, длинная коса» 1969 г. Александра Роу
А вот «папе» советского киножурнала для детей «Ералаш» Борису Грачевскому пришлось перевоплотиться в… руку. Ту самую, которая появлялась над тазиками, прудами и прочими водоемами, чтоб погрозить пальцем царю: «Должо-ок!»
Собственно длань была искусственная. Грачевскому просто доверили двигать ее нужным образом за веревочки.
Но сам он потом смеялся, что это была самая лучшая его роль в кино.
4, 5. «17 мгновений весны» 1973 г. Татьяны Лиозновой
При подборе актеров и озвучивавших их дублеров было много вариантов, замен, даже интриг.
Одним из самых неожиданных стал дубляж Адольфа Гитлера. Этого самого известного за историю человечества тирана играл актер ГДР Фриц Диц, озвучивал же милый, добрый, мягкий Евгений Весник.
Не знаю, как вы, а лично я строго ассоциирую Весника с учителем в детском кино «Приключения Электроника». И вот этот олицетворитель мира и мягкости дублировал символа зла. Ничего себе перевоплощение!
Другой любопытный пример в этом кино был, так сказать, с субординацией.
Для игры немцев подобрали нескольких актеров ГДР. Одним из них был Вильгельм Бурмайер, который в этом фильме Лиозновой воплотился:
- в сериях 1 и 3 – в Германа Геринга;
- в сериях 11 и 12 – в сотрудника КПП на швейцарской границе.
Вот так актера «понизили в звании» с рейхсмаршала до лейтенанта.
6. «Приключения Электроника» 1979 г. Константина Бромберга
Николая Караченцова, сыгравшего помощника гангстеров Урри в только что упомянутом детском фильме, на съемках тоже подменяли. А именно – в сценах, где его героя заставили ходить внутри статуи.
Актер тогда разрывался между участием в этом кино и в спектакле театра «Ленком». Поэтому бронзового «голема» вместо него играл обычный рабочий.
Курьезность же состояла в том, что этот рабочий умудрился в своем «наряде»-реквизите… уснуть (благодаря градусным напиткам, которыми он усиленно обогревался в холодной статуе). И потом он проснулся посреди ночи в музее (Тракайском замке неподалеку от Вильнюса), где днем снимали, а на ночь оставили реквизит.
Пришлось ему будить сторожей, которые, мягко говоря, были очень удивлены, когда в темном коридоре вдруг начала кричать какая-то статуя…
7. «Гардемарины, вперед!» 1987 г. Светланы Дружининой
Курьезность состояла в том, что на роль слуги француза в исполнении Михаила Боярского взяли Владимира Балона, который в более раннем советском фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» играл также в паре с Боярским, но по роли был… одним из главных врагов жизни его героя (де Жюссаком).
Кроме того, в кино Дружининой он еще и воплотился в учителя фехтования в навигацкой школе, который учил гардемаринов сражаться.
И получалось, что в одном и том же фильме один герой Балона гардемаринов учил пользоваться шпагами, а другой его герой потом с ними же бился по-настоящему.
Причина состояла в том, что Балона вообще нередко приглашали в картины, где надо было фехтовать. Вот и пришлось ему скакать не только со шпагой, но и между таким максимально разными персонажами.
8, 9, 10. «Год как жизнь» 1966 г. Азербайжана Мамбетова и Григория Рошаля; «Семья Коцюбинских» 1970 г. Тимофея Левчука; «Ближний круг» 1991 г. Андрея Кончаловского
Бывают и перевоплощения, которые можно условно назвать амплуа-идеологическими.
Так, совершенно нежданно-негаданно для своих привычных амплуа в разные годы в ролях идеологических лидеров воплотились:
- Андрей Миронов – в Фридриха Энгельса в рассвет самого что ни на есть социалистического кино. Представьте этого очаровательного обаяшку в роли лидера коммунизма;
- Борислав Брондуков – в царя Николая II. Это было не самое ожидаемое для публики перевоплощение. Зрители привыкли видеть данного актера в образах асоциальных товарищей наподобие Федула из «Афони» и не самых далеких, увы и ах, умом героев вроде Лестрейда из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А тут – бац, и «здравствуйте, царь, царь, здравствуйте…»;
- Александр Збруев – в Иосифа Сталина в одной из последних картин СССР. И этот светлый, милый любимец спектаклей и кино Марка Захарова, «вечный подросток» совсем уж неожиданно выглядел в роли сурового вождя народов.
П. с. На близкие темы читайте мои Дзен-статьи «Почему Воланда и помощника Понтия Пилата в "Мастере и Маргарите" Бортко озвучивал один актер», плюс «4 смешные истории со съемок советского фильма о мушкетерах», а также «Как режиссер играл в своем фильме "Властелин колец"».