Речевые и психические диагнозы у детей, насколько страшные и чего ждать?
Давайте поговорим о диагнозах, потому что пока в голове у многих родителей небольшая каша.
Итак, начнем с рождения малыша и простых диагнозов. В годы рождения моего сына, никаких тяжелых диагнозов до 5 лет детям не ставили. Сейчас этот вектор сместился в разряд 3 года. Уже достаточно часто мне пишут мамы, которым уже после 3х лет дали инвалидность по аутизму. Однако, таких не много. Очень многие родители, все-таки продолжают выжидать с психиатрическими диагнозами и активно работать.
Первый диагноз, что ставят ребенку-ЗРР. Шифруется он как: задержка речевого развития. Обычно данную задержку можно получить уже в 4 месяца. Так мой сын получил ее именно в этом возрасте, в связи с полным отсутствием гуления и лепета. (Сейчас пишу и самой страшно, от того какие прогнозы были у моего ребенка). Поэтому нужно обязательно присматриваться к развитию ребенка с самого рождения, особенно если в анамнезе есть негативный фактор.
Постепенно, по мере отставания данная формулировка от ЗРР переходит в ЗПР- задержку психоречевого развития. В чем смысл данной задержки? Задержка произносительной стороны речи - это плохо. Но хуже всего то, что она тянет за собой отставание психики, ведь ребенок не может высказывать свои потребности, выстраивать коммуникацию. Отставание из речевого переходит в психическое, формируется первая ступень перед страшным диагнозом умственной отсталости. Пока данного диагноза нет, из него все еще можно улизнуть, если вовремя скорректировать недуг.
ЗРР и ЗПР не рассматривают первопричины, им не важно, что в основе патологии (генетика, органика, просто короткая уздечка мешающая языку), они просто констатируют факт речевого развития в данный момент.
Если к трем годам речь у ребенка так и не появилась, есть отставание в понимании речи. Например, малыш не показывает времена года, по вопросу обращенному на слух, такому ребенку ставят системное недоразвитие всех компонентов речи. (Внесу снова свои пять копеек, для родителей, что прибывают в подвешенном состоянии страха. Я та мама, которой поставили данный диагноз в 2.года и 8 месяцев. Сейчас мой сын прекрасно говорит.) Да есть такие случаи, как мой сын, но, в общем и целом, статистика по данной патологии очень нехорошая. В основном если в три года ребенок выходит на данный диагноз педагоги и врачи начинают говорить о психиатрии, о большой тяжести патологии. Ведь отставание уже носит стойкий системный характер.
Следующая ступень -это уровень речевого развития соответствующий общему недоразвитию речи первого уровня, или ОНР1. Обычно именно в этот момент начинают говорить уже не просто о психиатрии, о которой говорили ранее, на уровне системного недоразвития, а все-таки о более легких и четких диагнозах. Часто ОНР1 ставят на фоне дисфазии, алалии. В сопутствующих у таких детей может стоять аутизм. На данном уровне у ребенка очень скудный словарный запас. Нет фразы, искажено произношение звуков, нарушена слоговая структура слова.
Постепенно по мере работы ОНР1 переходит в общее недоразвитие речи 2 уровня. На данном этапе ребенок способен построить фразу из нескольких слов. Словарный запас растет быстро. Есть искажения произношения, грамматические и фонетические нарушения, но, все-таки, на данном этапе прогноз хороший. Если Вы выходили из системного недоразвития всех компонентов речи именно тут можно уже выдохнуть в речевом плане. Вы справились, дальше ребенок будет спокойно идти в нужном направлении.
ОНР 3 - еще один уровень речевого развития. Многие дети исправляют его как раз перед школой. Чаще всего проявляется в нарушении произношения отдельных звуков, нарушениях грамматического построения словосочетаний, согласования слов по родам и падежам.
Мой сын прошел именно этим путем от ЗРР в 4 месяца, до ОНР3 в 6 лет. Перед школой доставила ему звук Р, и все диагнозы с него сняли, но так бывает не всегда.
Помните про тот злополучный ЗПР? У моего сына он был следствием речевого нарушения, исправила речь, ушла и эта патология, но так бывает не часто. Многие спрашивают: "Почему детям в 3 года дают и спрашивают времена года"? Тут и здоровый-то не потянет, не то, что больной. Увы, но это справедливый вопрос. Здоровый ребенок все это прекрасно берет. Мне удалось рассмотреть онтогенез здоровой дочки, и она в свои 3 года свободно рассуждает о данных понятиях. Почему важно дать данные характеристики именно в этом возрасте? Мышление-комплексный механизм. Оно не может развивался кусками и быть оторванным от реальности. Можно научить ребенка показывать времена года на картинке, отвечать на вопрос, когда холодно и когда тепло, но не дать системы, не дать понимания, что времена года, это по сути погода за окном. Можно выучить его одежде, показать, где она теплая и где холодная, дать систематизацию предметов гардероба в группу одежда, но это не поможет ребенку понять, что если на улице осень, то ему нужно соответственно одеться. Достаточно частый запрос родителей детей с задержками, о том, что их ребенок одевается не по погоде. Признаться, это частый запрос у людей с различными психиатрическими диагнозами. Понятие одежды есть, но оно не привязано к пониманию сезона - вот еще один момент разорванности мышления. Овощи и фрукты, они так же растут по сезонам, но многие дети хоть и слышат в момент изучения времен года о том, что в огородах поспевает урожай не усваивают осознать этот момент. Не знают они что такое урожай, да и времена года с погодой не соотнесли, для них это картинки и задания - снова пробел.
К моему удивлению, таких «кусочных» детей, натасканных на определенные ответы очень много. Такой ребенок может выучить тему времен года, правильно ответить на вопросы о погоде. Но стоит ему дать рассказ про растение, которое сажают, оно цветет и плодоносит в соответствии с сезоном, как он тут же теряется и перестает понимать смысл прочитанного или услышанного.
Обычно в основе ЗПР лежат те же механизмы, что вызвали нарушения речи (та же органика, генетика), но вот исправить его вовремя и системно получается не у всех и не всегда. С учетом данных особенностей, вопрос о понятии времен года у трехлетнего малыша уже не выглядит таким абсурдным.
Многим родителям кажется, что раз у ребенка пошла речь, то и все проблемы остались позади. Увы, это не так. Мало просто спросить у ребенка тему, важно понимать системность ее восприятия, исключить разорванность познания.
ЗПР со временим может перерасти в умственную отсталость, либо в иные диагнозы, характеризующиеся нарушением психического развития и мышления.
А что Вы думаете о системе выставления диагнозов в нашей стране?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.