Найти тему

Пронзительный рассказ о памяти, утрате и переживаниях подростка

Читаем рассказ "Карманы, полные шишек" из сборника "Шесть миллионов моих шагов", который вышел в издательстве "Пять четвертей"

Книги и рассказы Тамары Михеевой (на секундочку финалиста премии имени В.П. Крапивина, лауреата Национальной премии «Заветная мечта») погружают меня в мир подростков. Верю-не верю у меня лично с этим писателем не возникает. Я сразу переношусь в те времена, когда впервые влюблялась или испытывала какие-то школьные проблемы. С рассказом "Карманы, полные шишек" я перенеслась в самые темные времена моей жизни – когда ощущала боль от утраты.

Тамара Михеева "Шесть миллионов моих шагов" Иллюстрации Анастасии Нагирной Издательство "Пять четвертей"
Тамара Михеева "Шесть миллионов моих шагов" Иллюстрации Анастасии Нагирной Издательство "Пять четвертей"

Когда я размышляла советовать или нет этот текст для чтения на занятиях в школе/книжном клубе/, то думала, что объём великоват. А потом решила, что такие тексты точно надо обсуждать с детьми. Преподаватель или модератор читательского клуба сам разберется с объёмом теста: задать прочитать домой, уделить чуть больше занятий. Но я точно хочу познакомить с этим рассказом. Почему? Он про память, про потерю (даже двойную), про переживание утраты, про подростка, который пережил большое горе и смог найти себя, про взрослых, которые совершают ошибки, но не упускают шанс однажды их исправить, про отношения сводных сестёр. Тем для обсуждения много.

Пару слов о сюжете: рассказ состоит из трех частей. Сначала мы узнаем о девочке Зое, которая рано осталась без мамы. Ее воспитанием занимается бабушка. Рассказывает нам все это неродной дедушка, муж бабушки, с которым у Зои хорошие отношения. В первой части бабушка попадает в больницу с инсультом. Мы не знаем, что чувствует одиннадцатилетняя девочка. Может только догадываться (она ушла собирать шишки. Зоя не плачет). Внезапно вторая часть начинается с фразы другой девочки, что у нее теперь есть сестра. И эта сестра – Зоя. Бабушки больше нет, неродному дедушке не разрешили взять Зою на воспитание, ему пришлось найти ее настоящего отца, с которым девочка за пятнадцать лет не виделась. И вновь мы не знаем, а только догадываемся, что испытывает в новой семье Зоя, как она переживает боль от ухода бабушки. В третьей части мы все узнаем от самой Зои: и про отношения со сводной сестрой, и про розы и сосны.

Пару слов не получилось, много важных деталей не вошло. Но думаю, что стало понятно, почему этот текст отлично подходит для обсуждения.

Тамара Михеева "Шесть миллионов моих шагов" Иллюстрации Анастасии Нагирной Издательство "Пять четвертей"
Тамара Михеева "Шесть миллионов моих шагов" Иллюстрации Анастасии Нагирной Издательство "Пять четвертей"

Составила вопросы для разговора:

  1. О чем может быть рассказ «Карманы, полные шишек»
  2. Что такое память? Как вы понимаете это слово?
  3. Обратимся к иллюстрации Анастасии Нагирной до чтения текста. Что на ней изображено?
  4. От кого мы узнаем о Зое? Что мы узнали о девочке от каждого рассказчика? (Мама Зои умерла от лейкемии, когда девочке было три. Девочку воспитывает бабушка. Сводная сестра Майка начинает свой рассказ с фразы: «Как это все-таки странно — у меня теперь есть сестра». Она описывает не только внешность сестры, но и ее увлечение шишками, палочками и камнями. Узнаем, что психолог назвал Зою сильной). Опишите девочку со слов дедушки и сестры.
  5. Какое любимое занятие Зои? (Собирать шишки, морские камешки, стеклышки, палочки. У неё даже есть специальные подоконники для всего этого) А что вы любите собирать или коллекционировать?
  6. Майка хочет дружить с Зоей, но не знает, как это осуществить. Ее пугает, что сестра переживает горе. Потом мы узнаем, что и Зоя хотела бы общаться с сестрой. Но обе не знают, что для этого надо сделать. Какие отношения возникли у сводных сестёр? А как вы поступили бы на их месте? Смогли бы сразу начать общаться друг с другом? Или подождали бы?
  7. Как Зоя решила сохранить память о бабушке?
  8. Как вы понимаете мотив Зои с созданием сквера на пустыре?
  9. Что мы можем сказать про характер Зои?
  10. Когда Зоя называет своего папу папой? У неё в «графе отец» стоял прочерк. Папу можно назвать отрицательным персонажем рассказа?
  11. Почему мы узнаем о всех событиях от нескольких рассказчиков?
  12. Что означает образ сосен, шишек в этом тексте?
  13. Дедушка говорит «Удивительно, как пустеет пространство, когда из него уходит дорогой тебе человек". О чем эта фраза?
  14. Завершим разговор рассматриванием иллюстрации, с которой начали обсуждение. Что-то на ней сейчас для вас изображено.

Это те моменты, которые заметила и хотела бы обсудить я. Уверена, что при каждом прочтении у читателей родятся новые смыслы.

Какой рассказ вы читали этой осенью? Поделитесь, пожалуйста, названием своего любимого рассказа.