Читаем рассказ "Карманы, полные шишек" из сборника "Шесть миллионов моих шагов", который вышел в издательстве "Пять четвертей"
Книги и рассказы Тамары Михеевой (на секундочку финалиста премии имени В.П. Крапивина, лауреата Национальной премии «Заветная мечта») погружают меня в мир подростков. Верю-не верю у меня лично с этим писателем не возникает. Я сразу переношусь в те времена, когда впервые влюблялась или испытывала какие-то школьные проблемы. С рассказом "Карманы, полные шишек" я перенеслась в самые темные времена моей жизни – когда ощущала боль от утраты.
Когда я размышляла советовать или нет этот текст для чтения на занятиях в школе/книжном клубе/, то думала, что объём великоват. А потом решила, что такие тексты точно надо обсуждать с детьми. Преподаватель или модератор читательского клуба сам разберется с объёмом теста: задать прочитать домой, уделить чуть больше занятий. Но я точно хочу познакомить с этим рассказом. Почему? Он про память, про потерю (даже двойную), про переживание утраты, про подростка, который пережил большое горе и смог найти себя, про взрослых, которые совершают ошибки, но не упускают шанс однажды их исправить, про отношения сводных сестёр. Тем для обсуждения много.
Пару слов о сюжете: рассказ состоит из трех частей. Сначала мы узнаем о девочке Зое, которая рано осталась без мамы. Ее воспитанием занимается бабушка. Рассказывает нам все это неродной дедушка, муж бабушки, с которым у Зои хорошие отношения. В первой части бабушка попадает в больницу с инсультом. Мы не знаем, что чувствует одиннадцатилетняя девочка. Может только догадываться (она ушла собирать шишки. Зоя не плачет). Внезапно вторая часть начинается с фразы другой девочки, что у нее теперь есть сестра. И эта сестра – Зоя. Бабушки больше нет, неродному дедушке не разрешили взять Зою на воспитание, ему пришлось найти ее настоящего отца, с которым девочка за пятнадцать лет не виделась. И вновь мы не знаем, а только догадываемся, что испытывает в новой семье Зоя, как она переживает боль от ухода бабушки. В третьей части мы все узнаем от самой Зои: и про отношения со сводной сестрой, и про розы и сосны.
Пару слов не получилось, много важных деталей не вошло. Но думаю, что стало понятно, почему этот текст отлично подходит для обсуждения.
Составила вопросы для разговора:
- О чем может быть рассказ «Карманы, полные шишек»
- Что такое память? Как вы понимаете это слово?
- Обратимся к иллюстрации Анастасии Нагирной до чтения текста. Что на ней изображено?
- От кого мы узнаем о Зое? Что мы узнали о девочке от каждого рассказчика? (Мама Зои умерла от лейкемии, когда девочке было три. Девочку воспитывает бабушка. Сводная сестра Майка начинает свой рассказ с фразы: «Как это все-таки странно — у меня теперь есть сестра». Она описывает не только внешность сестры, но и ее увлечение шишками, палочками и камнями. Узнаем, что психолог назвал Зою сильной). Опишите девочку со слов дедушки и сестры.
- Какое любимое занятие Зои? (Собирать шишки, морские камешки, стеклышки, палочки. У неё даже есть специальные подоконники для всего этого) А что вы любите собирать или коллекционировать?
- Майка хочет дружить с Зоей, но не знает, как это осуществить. Ее пугает, что сестра переживает горе. Потом мы узнаем, что и Зоя хотела бы общаться с сестрой. Но обе не знают, что для этого надо сделать. Какие отношения возникли у сводных сестёр? А как вы поступили бы на их месте? Смогли бы сразу начать общаться друг с другом? Или подождали бы?
- Как Зоя решила сохранить память о бабушке?
- Как вы понимаете мотив Зои с созданием сквера на пустыре?
- Что мы можем сказать про характер Зои?
- Когда Зоя называет своего папу папой? У неё в «графе отец» стоял прочерк. Папу можно назвать отрицательным персонажем рассказа?
- Почему мы узнаем о всех событиях от нескольких рассказчиков?
- Что означает образ сосен, шишек в этом тексте?
- Дедушка говорит «Удивительно, как пустеет пространство, когда из него уходит дорогой тебе человек". О чем эта фраза?
- Завершим разговор рассматриванием иллюстрации, с которой начали обсуждение. Что-то на ней сейчас для вас изображено.
Это те моменты, которые заметила и хотела бы обсудить я. Уверена, что при каждом прочтении у читателей родятся новые смыслы.
Какой рассказ вы читали этой осенью? Поделитесь, пожалуйста, названием своего любимого рассказа.