Найти в Дзене
частные суждения

Странная армия «Звездного десанта».

Ознакомившись с политическими интригами третьего фильма, вернёмся к самому первому. «Звёздному десанту» Пола Верхувена 1997 года. Подготовка мобильной пехоты в нём показана весьма впечатляюще. Урок сержанта Зима, пришпилившего метательным ножом руку рядового, забыть невозможно. Но почему-то никто не задаёт элементарного вопроса — а разве нож, брошенный обычной человеческой рукой, может нанести хоть какой-то ущерб хитиновой челюсти или конечности арахнида? Если нет, то какой смысл в этом уроке?

Сержант Зим возле мишени для метательных ножей.
Сержант Зим возле мишени для метательных ножей.

То, что врагом людей в назревающей космической войне будут именно арахниды, сомнений нет. На уроке биологии ученики (гражданские люди, в армию из них отправится далеко не каждый) препарируют арахнидов. В новостях сообщают о тревожных вестях из космических далей, тоже в связи с арахнидской угрозой. Казалось бы, армия Федерации должна готовиться к войне против данного конкретного врага. Но этого мы почему-то не видим.

Какая-то эта «мобильная пехота» не мобильная...
Какая-то эта «мобильная пехота» не мобильная...

Помимо ножей, вопросы вызывает снаряжение и транспорт. Десантные боты и бомбардировщики вполне отвечают своим задачам, танки в космос везти не слишком разумно, из-за их веса и размера. Как и БТРы. Но вот что мешает выдать этим самым мобильным пехотинцам, для лучшей мобильности, что-нибудь вроде простеньких лёгких джипов? И боеприпасы подвозить ими удобнее, и ехать можно быстрее, чем топать пешком, да и крупнокалиберный пулемёт на это транспортное средство можно поставить. Даже африканские повстанцы в реальности до этого додумались, а военные далёкого будущего почему-то не сообразили.

Будь у этого героя хотя бы обычный РПГ-7, не пришлось бы геройствовать...
Будь у этого героя хотя бы обычный РПГ-7, не пришлось бы геройствовать...

Нельзя не упомянуть и об оружии. Во всех фильмах данной франшизы люди ведут прицельный огонь по арахнидам только в упор. Даже на расстоянии тридцати-сорока метров огонь из обычных пехотных автоматов уже теряет эффективность, поэтому врага стараются подпустить поближе и сконцентрировать огонь нескольких стволов на одной цели, только тогда арахнида удаётся убить быстро. Быстро — ключевое слово, поскольку даже тяжело раненный арахнид представляет серьёзную угрозу. Так вот, автоматы мобильной пехоты для таких боёв — самое худшее оружие, которое только можно представить.

Нижний ствол этого автомата — обычный помповый дробовик.
Нижний ствол этого автомата — обычный помповый дробовик.

Эти автоматы, судя по всему, рассчитаны на гораздо большую дистанцию стрельбы. Патроны в них малого калибра и довольно длинные (судя по магазинам, показанным в фильмах). Для поражения арахнидов гораздо более эффективными были бы патроны крупного калибра и малой длины. Вроде пуль для дробовиков или пистолетные от «Дезерт Игл». Кстати, дробовики в качестве вспомогательного оружия некоторые пехотинцы в фильмах применяют, причём вполне успешно. Что мешало выдать бойцам самозарядные дробовики вроде «Сайги», или просто перейти на автоматы большего калибра, как это произошло в реальной американской армии в наше время?

В мультфильме «Звездный десант: Вторжение» показаны автоматы другой конструкции, но столь же малоэффективные.
В мультфильме «Звездный десант: Вторжение» показаны автоматы другой конструкции, но столь же малоэффективные.

Это далеко не все странности. Вернёмся к подготовке будущих пехотинцев. По каким мишеням они стреляют во время учений? По силуэтам людей. Показана тренировка на полигоне, где две одинаковые команды пытаются захватить флаг. То есть врагом предполагается не арахнид, а другой человек. Неудивительно, что в реальном бою эти пехотинцы не знали, где уязвимые места у противостоящих им арахнид, и палили куда попало. Допустим, на механические модели арахнид в натуральную величину, на которых можно было бы отрабатывать тактику, вояки поскупились. Но хотя бы обычные мишени в виде именно арахнида, а не человека, можно было бы сделать? С показом на этих мишенях уязвимых мест пехоты врага?

Этим солдатам пришлось учиться в настоящем бою.
Этим солдатам пришлось учиться в настоящем бою.

Американская армия XX века готовила солдат к войне не с абстрактным, а вполне конкретным противником — Советской армией. На учениях выделяли специальные отряды OPFOR (условного противника), которые использовали советскую тактику и чья техника с помощью внешнего обвеса изображала советские танки и БТР с БМП. В авиации даже была специальная эскадрилья «Агрессор», на учениях изображавшая противника. Она летала на самолётах, по своим ТТХ наиболее близких к советским истребителям. Так что американцы отлично знали, насколько важно научить солдата воевать против того врага, с которым он скорее всего встретится в реальном бою. Неужели в насквозь милитаризованной Федерации эту простую истину забыли?

Тренировочный бой в военном лагере.
Тренировочный бой в военном лагере.

А может, не забыли, просто их армия готовилась воевать вовсе не с арахнидами? Но тогда с кем? Судя по оружию и подготовке, этим врагом могли быть только люди. Причём, судя по учебным боям, упор делался на действия в городской застройке. Среди узких улочек, столкновения на близких дистанциях, работа малыми группами против столь же немногочисленного противника. Если говорить прямо, то армия Федерации готовилась к гражданской войне и ни к какой иной. А воевать пришлось с инопланетянами, которые военным командованием всерьез не воспринимались. Что стало основной причиной тяжёлых поражений начального периода войны.