Ах, были же на Земле времена, когда бок о бок вместе с людьми жили волшебники и феи, а у обычных женщин порой рождались страшноватые то ли духи, то ли оборотни - альрауны (с чего бы? – возник у меня вопрос)!
А, может, никаким альрауном бедный маленький Цахес и не был, а просто не повезло ему родиться ущербным ребёнком.
Повезло ему в другом: его увидела фея и, пожалев малыша, дала ему волшебный дар:
«все замечательное, что в его присутствии кто-либо другой помыслит, скажет или сделает, будет приписано ему, да и он в обществе красивых, рассудительных и умных людей будет признан красивым, рассудительным и умным и вообще всякий раз будет почтен совершеннейшим в том роде, с коим придет в соприкосновение».
Правда, волшебство это действовало только на недалёких людей, а умные и просвещённые видели и слышали Цахеса таким, как он есть – уродливым, злобным и некультурным.
Получается, что большинство жителей городка, в котором происходило действие сказки, таким и было, включая прекрасную Кандиду, в которую был влюблён Бальтазар – уж он-то чарам феи не поддался и видел в Цахесе уродливого карлика, кем он и был.
Поначалу мне было даже жалко Цахеса: он же не виноват, что родился уродцем! Но вот на месте феи я бы дала ему немного другой дар: пусть бы люди видели не его внешность, а его сущность, то есть душу (где-то я читала книгу с таким примерно сюжетом). Тогда бы всё встало на свои места: хороший человек и выглядел бы в глазах окружающих красиво. Но Цахес, хоть и выбрал себе красивое имя Циннобер (кстати, а почему Циннобер, то есть киноварь, сульфид ртути, имеющий красный цвет, токсичный при вдыхании? Наверное, Гофман вложил в это определённый смысл?), красив душой не стал. Он так и остался злобным гнусным карликом, но умело использовал дар феи в своих интересах.
На мой взгляд, крошка Цахес стал просто игрушкой в руках волшебных сущностей: одна дар ему дала, другой сделал всё, чтобы этот дар отнять. Да ещё и смерть позорную ему уготовили. Мне лично было жаль Цахеса. И не очень я поняла, за что была награждена другим волшебным даром его мать Лиза, которая без всяких угрызений совести отказалась от своего ущербного ребёнка, когда ему и трёх лет не было.
В общем, сказка ложь, но намёк в ней вполне определённый. Даже два намёка. Во-первых, если нет в тебе ума и доброты, то никакая фея не поможет. А во-вторых, если ты умён, то не обманешься насчёт окружающих и всегда сможешь увидеть истинную сущность людей. Правда, не факт, что это поможет тебе в жизни.
А перечитала я сказку Гофмана по той причине, что при обсуждении «Парфюмера» мне указали на схожесть сюжетов Зюскинда и Гофмана. И в самом деле, оба персонажа разных авторов и времён имели дар казаться не тем, кем они были на самом деле. Но оба кончили плохо, не сумев обратить такой прекрасный дар на благо не только себе, но и людям.