Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы расскажем вам всё о станциях Таганско-Краснопресненской линии.
О самой Таганско-Краснопресненской линии можете почитать здесь:
1. Планерная
Конечная, с оборотными тупиками. За станцией расположено 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд, 2 станционных пути для оборота подвижного состава, которые переходят в двухпутную служебную соединительную ветвь с электродепо "Планерное", и 2 коротких тупиковых пути — заделы под планировавшееся продление линии
Открыта в 1975 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 6 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по расположенному неподалёку Центральному аэроклубому СССР имени Чкалова (ныне Национальный аэроклуб имени Чкалова), одним из видов деятельности которого являлся планёрный спорт. До 1990-х годов диктором в информаторе поездов станция объявлялась как "Планёрная", а в конце 1990-х годов произношение названия станции на записи было изменено на обиходную форму — "Пла́нерная"
Расположена в районе Северное Тушино СЗАО
2. Сходненская
Промежуточная, без путевого развития
Открыта в 1975 году
Односводчатая мелкого заложения (глубина 6 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённой улице, проходящей рядом. Улица названа по реке Сходни, протекающей рядом. Что касается названия реки, то оно имеет двойную трактовку. По одной версии, река получила название потому, что по ней суда «сходили» с волока (или «всходили» к волоку), связывавшего Москву-реку с рекой Клязьмой в районе нынешней платформы Подрезково. По другой версии, гидроним происходит от одноимённого термина «сходня» — места, где судно может пристать к берегу или человек может спуститься к воде: предположительно, вблизи устья Сходни была пристань, где люди сходили, чтобы далее тянуть судно к волоку
Расположена на границе районов Северное и Южное Тушино СЗАО
3. Тушинская
Промежуточная, без путевого развития. Имеет выход к ж/д станции Тушинская Рижского направления (МЦД-2)
Открыта в 1975 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 10,5 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по историческому району Тушино и бывшему одноимённому городу, существовавшему с 1938 года и вошедшему в состав Москвы в 1960 году. Своё название город получил по одноимённому селу, существовавшему с XV века и названному по прозвищу владельца, боярина Василия Ивановича Квашнина-Туши
Расположена в районе Покровское-Стрешнево СЗАО
4. Спартак
Промежуточная, имеет путевое развитие: перед станцией расположены 2 стрелочных перевода и пошёрстный съезд
Открыта в 2014 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 10 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по расположенному рядом стадиону футбольного клуба "Спартак"
Расположена в районе Покровское-Стрешнево СЗАО
Станция является самой старой недостроенной станцией в столичном метро. Станция была заложена ещё в 1975 году под проектным названием "Волоколамская", но по ненадобности была недостроена и законсервирована. Её удалось открыть только в 2014-м году (то есть через 39 лет)
5. Щукинская
Промежуточная, без путевого развития. Имеет выход к ж/д станции Щукинская Рижского направления (МЦД-2)
Открыта в 1975 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 13 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Расположена в районе Щукино СЗАО, по которому и получила своё название. Район получил название по бывшему подмосковному селу Щукино, считается, что поселение получило свое имя в честь Федора Юрьевича Щуки Кутузова – боярина, умершего в 1531 году
6. Октябрьское Поле
Зонная, перед станцией расположены 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава
Открыта в 1972 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 9 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по находившемуся на этом месте Октябрьскому Полю — местности на северо-западе Москвы в западной части бывшего Ходынского поля, до 1922 года носила название "Военное", но потом было переименовано в ознаменование пятилетия Октябрьской революции
Расположена в районе Щукино СЗАО
7. Полежаевская
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Хорошёвская Большой кольцевой линии, а также наземный переход на станцию Хорошёво МЦК. Имеет путевое развитие: 1 стрелочный перевод и 1 станционный путь для отстоя подвижного состава
Открыта в 1972 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 10 м), трёхпутная, с двумя прямыми, островными платформами. Одна из двух трёхпутных станций московского метро (вторая - Партизанская Арбатско-Покровской линии). Третий станционный путь предназначался для перспективного ответвления в Серебряный бор, однако этому плану не суждено было сбыться
Названа в честь начальника московского метростроя В.Д. Полежаева. Единственная станция, названная в честь метростроевца
Расположена в Хорошёвском районе САО
8. Беговая
Промежуточная, имеет выход к ж/д станции Беговая Белорусского направления (МЦД-1)
Имеет путевое развитие: за станцией находится 4 стрелочных перевода, противошёрстный съезд и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с электродепо «Красная Пресня».
Открыта в 1972 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 9 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Название происходит от местности «Бега», давшей название одноимённой железнодорожной платформе, которая, в свою очередь, получила название по Центральному Московскому ипподрому
Расположена на стыке Хорошёвского района САО и Пресненского района ЦАО
9. Улица 1905 года
Промежуточная, без путевого развития
Открыта в 1972 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 11 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённой улице, проходящей рядом. Улица, в свою очередь, была названа в память о событиях декабря 1905 года (Декабрьском восстании). Единственная станция московского метро, имеющая в своём названии числительное
Расположена в Пресненском районе ЦАО
10. Баррикадная
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Краснопресненская Кольцевой линии
Имеет путевое развитие: 2 стрелочных перевода и пошёрстный съезд за станцией
Открыта в 1972 году
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина 30 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по близлежайшей одноимённой улице. Название дано улице в 1919 году в память о боях в декабре 1905 года: здесь рабочие-дружинники фабрики Шмита соорудили баррикады, преградив путь царским войскам
Расположена в Пресненском районе ЦАО
11. Пушкинская
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Тверская Замоскворецкой линии и станцию Чеховская Серпуховско-Тимирязевской линии
Открыта в 1975 году
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина 51 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённой площади, расположенной поблизости. Названа в честь русского поэта А.С. Пушкина к столетию гибели поэта
Расположена в Тверском районе ЦАО
12. Кузнецкий Мост
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Лубянка Сокольнической линии
Открыта в 1975 году
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина 39,5 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённой улице, расположенной рядом. Название улицы известно с XVIII века и воплотило в себе наименование моста через реку Неглинную — Кузнецкого моста. Название "Кузнецкий" мост получил по находящейся рядом Старой Кузнецкой слободе при Пушечном дворе, построенном в конце XV века
Расположена в Мещанском районе ЦАО
13. Китай-город
Совмещённая, пересадочная со станцией Китай-город Калужско-Рижской линии. Имеет путевое развитие: 2 стрелочных перевода и пошёрстный съезд за станцией
Открыта в 1971 году. До 1990 года носила название "Площадь Ногина" по находящейся рядом одноименной площади (с 1992 года Славянская площадь). Площадь была названа в честь работника Высшего совета народного хозяйства В. П. Ногина
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина 29 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому историческому району Москвы. Есть несколько версий происхождения данного названия:
1. от старого слова «кита» — вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений;
2. от итальянского слова "сittà" (полностью cittadelle — цитадель, укрепление) или тюркского "катай" — город, крепость;
3. от татарского слова "китай" - средний (т.к. находился между Кремлёвской стеной и стеной Белого города);
4. от Китай-городка на Подолии (находился на родине матери Ивана Грозного Елены Глинской, а название было перенесено ей в Москву);
5. от слова "китайка" - ткань иностранного изготовления (т.к. ранее здесь находился всемирный рынок)
Расположена на стыке трёх районов ЦАО: Басманного, Тверского и Таганского
14. Таганская
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Таганская Кольцевой линии и станцию Марксистская Калининской линии
Имеет путевое развитие: 5 стрелочных переводов, пошёрстный съезд и однопутная служебную соединительную ветвь с Кольцевой и Калининской линиями перед станцией
Открыта в 1966 году
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина 36 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Расположена в Таганском районе ЦАО, по которому и получила своё название. Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы — треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы
15. Пролетарская
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Крестьянская Застава Люблинско-Дмитровской линии
Открыта в 1966 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 9 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому району Москвы, ныне упразднённому, своё имя район получил в честь пролетариата Москвы
Расположена на стыке Таганского района ЦАО и Южнопортового района ЮВАО
16. Волгоградский проспект
Промежуточная, имеет наземный переход на станцию Угрешская МЦК
Открыта в 1966 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 8 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому московскому проспекту, расположенному рядом со станцией. Проспект назван по российскому городу Волгограду
Расположена в Южнопортовом районе ЮВАО
Является станцией с самой узкой платформой, она выполнена в нестандартных размерах, а потому расстояние между противоположными колоннами составляет всего 4 метра
17. Текстильщики
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Текстильщики Большой кольцевой линии и выход к ж/д станции Текстильщики Курского направления (МЦД-2)
Имеет путевое развитие: перед станцией расположено 4 стрелочных перевода, пошёрстный съезд, 1 станционный путь для отстоя и оборота подвижного состава и 1 предохранительный тупик
Открыта в 1966 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 13 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому московскому району и одноимённой платформе Курского направления Московской железной дороги. Название происходит от возникшего здесь в конце 1920-х — начале 1930-х годов посёлка текстильщиков. Он вырос на месте рабочих бараков близ существовавших с середины XIX века красильно-набивной фабрики Меттика, шерстоотделочной фабрики купца Музиля и ситцевой фабрики купца Остеррида
Расположена на стыке районов Печатники и Текстильщики ЮВАО
18. Кузьминки
Промежуточная, без путевого развития
Открыта в 1966 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 8 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Расположена в одноимённом районе ЮВАО, по которому и получила своё название. Название района происходит от Кузьминской мельницы на р. Голедянке (Чурилихи), упоминаемой в писцовой книге XVII века, и стоявшей здесь до конца XVI — начала XVII веков, во владениях подмосковного Николо-Угрешского монастыря и разрушенная в Смутное время. По преданию, она была построена мельником Кузьмой и называлась по его имени. После передачи мельницы Г. Д. Строганову за имением закрепилось название «Мельница», по почти единственному находившемуся на его территории сооружению, другим его названием стало собственное наименование мельницы — Кузьминка (Кузьминская), со временем трансформировавшееся в форму — Кузьминки
19. Рязанский проспект
Промежуточная, без путевого развития. Имеет выход к станции Вешняки Казанского направления (МЦД-3)
Открыта в 1966 году
Колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина 6 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому проспекту, проходящему рядом. В названии проспекта сохранено наименование старой дороги в древний город Рязань
Расположена в Рязанском районе ЮВАО
20. Выхино
Зонная, за станцией расположены 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в один из путей двухпутной служебной соединительной ветви с электродепо "Выхино"
Имеет пересадку на ж/д станцию Выхино Казанского направления (МЦД-3)
Открыта в 1966 году
Наземная открытая, двухпутная, с двумя прямыми береговыми платформами
Названа по одноимённому району Москвы, который, в свою очередь, получил название по бывшей подмосковной деревне Выхино, которая располагалась южнее станции и простиралась по обеим сторонам вдоль Рязанского шоссе.
Относительно происхождения данного названия существует несколько версий:
1) санскрит “viha” (vicha), “vihina” (vichina) – ветреный (украинское: віхола – ветер, метель), оставлять, терять: лишённый чего-либо; свободный;
2) название может иметь значение "вышиться", "возвышаться", "высокое место", "выспрънь", "выше" и т. п., если предположить смену звука "ш" на "х" (ср. "Вешняки"). В таком случае, возможно, прежнее название "Выхонь" повторяет название "Вишена" (украинское “звишатись”, “вишитись”);
3) украинское "віха" - "веха" (указующий столб);
4) украинский глагол "вихати" - "брыкаться", "махать" (мести, метёт - метель, віхола, віхор - хохол);
5) глагол “вихати” - "копати" (с ударением на "о") и в таком случае топоним "Выхино" повторяет название городка Копайгород.
До 1989 года станция носила название Ждановская в честь партийного деятеля А.А. Жданова, чьё имя носил район Москвы, на восточной окраине которого располагалась станция
Расположена на границе районов Вешняки ВАО и Выхино-Жулебино ЮВАО
Станция Выхино
— единственная станция, на которой нигде не написано её название
21. Лермонтовский проспект
Пересадочная, имеет пересадку на станцию Косино Некрасовской линии. Имеет выход к ж/д станции Косино Казанского направления (МЦД-3)
Имеет путевое развитие: к I главному пути примыкает ССВ с Некрасовской линией
Открыта в 2013 году
Односводчатая мелкого заложения (глубина 12 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по одноимённому московскому проспекту, проходящему рядом. Проспект назван в честь русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. Название обусловлено тем, что проспект расположен в направлении усадьбы Тарханы, где прошло детство М. Ю. Лермонтова, что создаёт вместе с Тарханской улицей в Жулебине своеобразный топонимический «куст», связанный с именем поэта
Расположена в районе Выхино-Жулебино ЮВАО
22. Жулебино
Зонная, за станцией расположено 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд, 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава и 2 пути для отстоя подвижного состава.
Открыта в 2013 году
Колонная двухпролётная мелкого заложения (глубина 15 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Расположена в районе Выхино-Жулебино ЮВАО, по которому и получила своё название. Название района происходит от бывшей подмосковной деревне Жулебино, названной в честь боярина Андрея Тимофеевича Остеева, имевшего прозвище Жулеба, то есть хитрец
23. Котельники
Конечная, с оборотными тупиками. За станцией находится 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд, 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава и 2 пути для отстоя подвижного состава
Открыта в 2015 году
Колонная двухпролётная мелкого заложения (глубина 15 м), двухпутная, с прямой, островной платформой
Названа по подмосковному городу Котельники, рядом с которым и расположена. Название города происходит от бывшей деревни Котельниково.
С названием города связано несколько легенд, одна из которых гласит, что на территории Котельников остановились на отдых воины войска Дмитрия Донского. Это случилось, когда они направлялись к Куликову полю. Они варили на привале кулеш в котлах, и отсюда произошло название местности. Второе предание повествует о том, что название Котельники произошло благодаря своему рельефу: здесь было много низин и болот, называвшиеся в давние времена котлами
Единственная станция московского метро, с которой можно выйти сразу в три города: Москву (район Выхино-Жулебино ЮВАО), Люберцы Московской области и Котельники Московской области
На станции расположен склад забытых вещей
На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание! Если было интересно, подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии. Удачи и до новых встреч!