Лев Гумилев (1912-1992) - сын поэта Николая Гумилева - прославился как историк и этнограф. В первую очередь он знаменит собственной теорией этногенеза. Согласно Гумилеву, цивилизации развиваются неравномерно и нельзя рассматривать историю с позиции только одной из них, например, европейской. История есть не единый непрерывный процесс. Скорее, она развивается через серии парабол, которые означают подъем и упадок разных цивилизаций Земли. С этой точки зрения, нынешний европоцентризм (а скорее, америкоцентризм) есть лишь короткий момент в истории, когда определенная цивилизация вышла на свой пик и имеет возможность влиять на целый мир. Но это отнюдь не значит, что в будущем ситуация не изменится, и на пик не взойдет другая цивилизация.
Однако не будем забегать вперед. В этой статье мы постараемся разобрать все фазы развития цивилизаций, как их описал Лев Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли». Обладая обширными знаниями в области истории, ученый вывел несколько закономерных этапов.
Как рождаются этносы
Гумилев называет основой для возникновения этноса популяцию с определенным количеством пассионарных особей в составе. Они приспосабливают ландшафт к своим потребностям, а также приспосабливаются к нему сами. Что есть пассионарность? Этот термин также введен в обиход Гумилевым. Хотя у него и не дается четкого определения, но из разных мест книги можно вывести ее как внутреннее стремление индивидов к целенаправленной деятельности. Эта деятельность, в конечном счете, стимулирует развитие этноса.
Впрочем, не каждый коллектив может стать этносом. Для этого он должен функционировать как система с разделением функций между ее членами. Кроме того, он должен иметь потребность в самоутверждении - расширять территорию и усложнять связи между людьми. Однако в росте системы и заложено ее последующее неминуемое падение. Инерция развития постепенно растрачивается в борьбе со средой и вследствие рассеяния энергии. В связи с этим, Гумилев выделяет четыре этапа развития и упадка - подъем, надлом, инерцию и обскурацию. Рассмотрим их подробнее с конкретными примерами.
Подъем
Одним из ярких примеров зарождения этноса является монгольская империя Чингисхана. В XII веке по Великой степи кочевало множество народностей, но до создания империи им было очень далеко. В жизни они руководствовались родоплеменными обычаями. Постепенно из их среды стали выделяться «люди длинной воли», которые не могли ужиться в традиционном быту. Отделенные от земляков, они ушли на вольные хлеба и постепенно образовали сплоченные отряды вокруг фигуры Тэмуджина. Тот оказался умелым лидером и за счет великолепных навыков организации и дипломатии сумел во второй половине XII века объединить всю Великую Степь до Урала.
Конечно, империя Чингисхана была построена на крови, в этом сомнений нет. Однако она была ответом на внешнее давление. Китайцы и мусульмане Средней Азии в то время буквально истребляли кочевые народы Степи, а детей последних продавали в рабство. Кочевники, в свою очередь, руководствовались понятиями кровной мести и коллективной ответственности. Таким образом, империя Чингисхана возникла как ответ пассионарных индивидов на жестокое внешнее давление. Сыграл роль и географический фактор - в X веке Степь пережила сильную засуху, а в XI веке последовало увлажнение аридной зоны. Это также помогло в становлении этноса.
Надлом
Фаза надлома наступает тогда, когда пассионарная энергия этноса постепенно растрачивается. Примером является Византия в VII веке. Тогда эта империя несла большие территориальные потери - в частности, были утрачены Сирия, Египет и Карфаген. В то же время изнутри Византию раздирали культурные противоречия. На троне находились императоры Исаврийской династии - потомки киликийских пиратов. Они прославились в войне с мусульманами, и период правления Исавров не считается в истории как начало краха Византии. Однако их мироощущение отличалось от греческого и привело к иконобрчеству, а то, в конечном итоге - к раздроблению и падению империи.
Было очень странно и противоестественно, что православный царь вдруг начал запрещать иконы и религиозное искусство. Доходило до того, что солдаты рубили мечом образ Богородицы, а женщины при этом отбивались от них палками и камнями. Все дело было в этническом разделении - солдаты были исаврами, а женщины гречанками. Соответственно, восприятие иконы было для них разным. Исавры происходили из Азии, где религиозная истина была лишь абстракцией без зрительного образа. Соответственно, икона для них не несла никакого смысла, кроме эстетического. А значит, от нее можно было избавиться. Для грека же икона была окном в другой мир. Духовное обогащение неразрывно было связано с эстетическим восприятием иконы. Без нее проживать религиозный опыт было невозможно.
Иконоборчество было лишь частным симптомом всеобщей проблемы разделения внутри империи. Даже малозначащие разногласия вели к кровопролитиям, и никакого заряда пассионарности уже было недостаточно, чтобы вновь объединить империю.
Инерция
Когда этнос устанавливается в обычаях и традициях, тогда и начинается его закат. Впрочем, часто подобную фазу историки ошибочно считают «расцветом». Пассионариев в эту эпоху практически нет, повсеместно происходит накопление материальной культуры и упорядочение быта. Казалось бы, что плохого? А дело в том, что процветают обыватели. Они суть противоположность пассионариев, и в случае кризиса никаких новых путей и выходов для цивилизации создать не могут. Чем больше их накапливается в обществе, тем скорее ему приходит конец.
Более того, сытая жизнь побуждает к довольству и неограниченной эксплуатации ресурсов биосферы. Растущий при этом разрыв человека и природы, вскормившей его, приводит к застою, и, в конце концов, к упадку. Это произошло с Вавилоном в VII в. до н.э. Захватившие город ассирийцы понятия не имели об ирригационной системе Тигра и Евфрата, на которой держалось земледелие города. В итоге приглашенные из Египта инженеры спроектировали создание нового канала, который постепенно привел к засолению почвы. Полноводный Евфрат обмелел, и земледелие стало очень затратным. С течением веков город утратил свой значимый статус как крупнейший мегаполис Древнего мира. Причиной этого забвения стал как раз разрыв между людьми и их средой обитания.
Обскурация
Эта фаза есть полный упадок цивилизации. Всякий рост и выделение из средней массы пассивных индивидов порицается, трудолюбие не в почете, а интеллектуальные усилия вовсе подавляются. В среде социальных отношениях все держится на лжи, верить никому нельзя и в итоге все подозревают всех. Надо сказать, мало какие цивилизации за свою историю опускались до таких низов. Но примеры все же есть.
Китай XVII века представлял собой колосса на глиняных ногах. Бюрократия династии Мин прогнила насквозь, и ее без труда разбил крестьянин Ли Цзычэн, организовавший восстание. Впрочем, крестьян тут же разбили маньчжуры - северный кочевой народ, давно положивший взгляд на китайскую империю. После этого Китай фактически перестал существовать. Несмотря на то, что в книгах по истории период с XVII по XIX век называют эпохой династии Цинь, по сути мы говорим о провинции Маньчжурии. Коренных китайцев на троне не было. Ни одного пассионария в империи не осталось, а пришедшие на эту землю кочевники не знали как ей управлять. Как следствие, вторгшиеся из Европы колонизаторы без труда побороли и подчинили себе некогда сильное Срединное государство. Временная летаргия китайской цивилизации была расценена как вмененная восточному народу пассивность. В обратном весь мир смог убедиться в XX и XXI веке, когда китайская цивилизация после обскурации снова пошла на подъем и сейчас представляет собой внушительную силу.
***
Таковы четыре фазы жизни цивилизаций. С этой теорией Гумилева вполне можно не соглашаться. Идеи пассионарности и этногенеза трудно строго обосновать научно. Однако данный взгляд этнографа, как минимум, вырывает нас из узконаправленного взгляда на мир с точки зрения одной цивилизации. Теория приобретает всю большую актуальность по мере того, как баланс сил в мире смещается с Запада на Восток. Тогда как одна цивилизация уже движется по инерции, другая входит в фазу подъема. И за этим подъемом наблюдать будет весьма интересно.
***
Если вам понравилась статья, вы можете поставить отметку «нравится». Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Я пишу материалы о науке, истории и психологии.