На днях состоялся интересный разговор с одним из преподавателей нашего политехнического института (ЮРГУ НПИ).
По поводу потери занятий на эту ерунду и прочих подобных вещей скажу так: следует задаться вопросом о смысле нашей работы и ее взаимосвязи с нашим психическим и физическим здоровьем. Смысл ее в том, чтобы помогать тем молодым людям, которые ХОТЯТ и МОГУТ получать образование. Воровство времени занятий на тестирование наносит очередной удар по наполнению нашей работы самым этим смыслом. В результате множества таких ударов получается даже не отчуждение результатов труда, о котором писал Маркс, а отчуждение от самого ПРОЦЕССА труда, что крайне сильно вредит психике человека, то есть наносит вред как самому преподавателю, так и его студентам, поскольку качество работы преподавателя, находящегося в постоянном стрессе, существенно снижается. Иногда подобное становится очень заметным – несколько примеров такого рода каждый из нас наблюдал лично. Неизбежно страдает продуктивность и в других областях (например, научной деятельности), страдает также и физическое здоровье, понижается общее качество жизни. И наоборот, сознание нужности и правильности своего дела или, если угодно, консонантность (созвучие) с кантовским "нравственным законом внутри себя" снимает внутренние противоречия, укрепляет психику, даёт "почву под ногами".
Если для кого-то сказанное выше – пустое сотрясение воздуха, морализаторство, резонерство и донкихотство, зайду с другой стороны. Согласно п.1.1 устава ЮРГПУ(НПИ), университет "является образовательной организацией высшего профессионального образования, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность... и научную деятельность". То есть, все, что мешает и вредит образовательному процессу, противоречит уставу, а все, кто действует так, что это наносит ущерб образованию, будь то УМУ, ОККОД, и даже, возможно, о ужас, некоторые представители ректората – нарушители устава.
Итак, исходя из соображений сохранения здоровья и выполнения моральных и трудовых обязательств, мы имеем право, имеем все основания, и даже обязаны по возможности нивелировать вредное влияние, но так, чтобы при этом не подставить ни руководителя кафедры, ни коллег, ни себя. Это сделать не так уж сложно. Для этого достаточно лишь не рваться выполнять добуквенно вредные и противоречивые требования, а соблюдать их формально, чтобы не получалось придраться (при наличии огромного количества дыр и противоречий в этих требованиях, а также вышеуказанного противоречия этих требований уставу вуза это тоже проще, чем может показаться). Не приносить содержание и смысл образования и науки в жертву идолам показателей, а, насколько это возможно, сберегать и охранять их. Это поможет действительно честно сделать для сохранения смысла нашей работы все, что мы можем делать в сложившихся непростых условиях и, кроме того, сохранить собственное психическое равновесие и человеческое достоинство.
Позволю себе в дополнение привести отрывок из пьесы Е. Шварца "Дракон":
"Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили.
Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?"
Давайте не будем первыми учениками во всяких мерзостях.
Что вы думаете о словах профессора?