В 1972 году первый полет совершил новый советский истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Сконструированный под руководством Григория Александровича Седова штурмовик пошел в эксплуатацию в 1975 году и используется по сей день. Правда, по состоянию на 2023 год большинство стран от этой машины уже все-таки отказалось. Тем не менее, одной из главных особенностей МиГ-27 было использование корабельной 30-мм автоматической пушки ГШ-6-30, которая во время стрельбы без всякого преувеличения разрушала боевой самолет.
О создании нового истребителя-бомбардировщика в Советском Союзе задумались в 1960-х годах, так как всевозможные модификации самолетов МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и Су-7 на тот момент уже считали устаревшими. Больше всего проблем было связано с актуальностью бортового прицельно-навигационного оборудования и доступной номенклатурой управляемых вооружений. Ряд проблем был связан и с общей конструкцией планера, которая была наследована от истребителей базовых моделей и слабо подходила для истребителей-бомбардировщиков. Разработка нового перспективного самолета была поручена КБ Микояна и Гуревича. И вот 10 июня 1967 года первый полет совершил самолет МиГ-23.
Для своего времени МиГ-23 стал по-настоящему прорывной машиной. Тем не менее, уже после первых испытаний стало понятно, что у МиГ-23 все-таки есть некоторые недостатки. Началась работа по их устранению. В ходе доработки самолета 23-ий получил новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23, навигационный комплекс КН-23, лазерный дальномер «Фон», визирную головку С-17ВГ. Были и другие доработки, большая часть которых так или иначе касалась оборудования самолета. Впрочем, были в отношении оригинального МиГ-23 и претензии к вооружению. И в первую очередь касались они автоматической пушки…
Дело в том, что первоначально советские конструкторы оснастили МиГ-23 орудием ГШ-23. Это была 23-мм 2-ствольная автоматическая авиационная пушка, разработанная советскими конструкторами еще в 1954 году. Стоит отметить, что данное орудие отнюдь не является плохим и используется в авиации (в том числе на вертолетах) и бронетехнике по сей день. Однако, применительно к самолету-штурмовику ГШ-23 показалась советским военным недостаточно мощной. Так как поражать пушке предстояло в первую очередь наземные цели и, в частности, бронетехнику, военные вполне обоснованно хотели увидеть более серьезный калибр.
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
Тогда-то конструкторы и предложили заменить первоначальную ГШ-23 на другую пушку – 30-мм 6-ствольный автомат АО-18, который на тот момент использовался в качестве корабельной автоматической пушки в установках АК-630. После установки на самолет это орудие получило название ГШ-6-30А. Военным пушка понравилась: ГШ-6-30 была заметно мощнее и дальнобойные своей предшественницы. Правда, в ее эксплуатации один недостаток. Пушка была настолько мощной, что разрушала самолет. Конечно, не нужно думать, что во время стрельбы МиГ-23 буквально «разлетался на куски». Однако, автоматический огонь из ГШ-6-30А приводил к выпадению приборных панелей, частичном отказу электронного оборудования и взрывам посадочное-рулежных фар.
Впрочем, такие «мелочи» военных нисколько не смутили. Пушка была слишком хороша, чтобы от нее отказываться. Поэтому было решено просто запретить летчикам вести непрерывный автоматический огонь при наличии полного боекомплекта. Впрочем, в последствии при вылетах самолета с «полным» для ГШ-6-30А, с борта стали снимать те самые уязвимые фары, а на их место принялись ставить заглушки. Доработанная версия штурмовика МиГ-23 сначала получила индекс МиГ-23БН, а после принятия самолета на вооружение в 1975 году машину переименовали в МиГ-27.
В продолжение темы читайте про полёт «Чайки»: как появился и воевал самый тихий истребитель СССР.
Источник: https://novate.ru/blogs/260923/67507/