Найти тему
ВПрошлом

Иерусалим в I-IV веках нашей эры

Когда учение Иисуса Христа распространилось за пределы Иерусалима, город возвратился к обычной жизни в отдаленной провинции Римской империи. В то время Иерусалим был процветающим городом с экономическим разделением на богатых, среднего достатка людей и бедняков. В городе велась активная жизнь, население состояло в основном из евреев, но также присутствовали представители других народов и религий.

В 39 году нашей эры в Иерусалиме произошло народное возмущение. Римский император Калигула, известный своей манией величия и жестокостью, провозгласил себя Богом и приказал установить свои статуи в святых местах Иерусалима. Когда евреи отказались подчиниться, он в ярости угрожал разрушить Иерусалимский Храм, заявляя: "
Вы противники Богов, единственный народ, не признающий мою божественность". Через два года Калигула был убит одним из своих собственных стражей, и Храм остался неповрежденным.

Мраморный бюст Калигулы, I век
Мраморный бюст Калигулы, I век

Однако римское господство в Иерусалиме продолжалось. Налоги возрастали, Рим начал вмешиваться в религиозные дела евреев, требуя назначения первосвященников. Это было абсурдным требованием, так как римляне считали иудаизм бессмысленным суеверием. Но римские власти пошли еще дальше, в 66 году нашей эры они присвоили себе все храмовые деньги. Евреи подняли мятеж, и римляне, чтобы подавить бунт, отправили 60 тысяч солдат. Разразилась война, и до ее окончания римские легионеры разрушили Храм.

Разрушение города и Храма было ужасным. Описания этих событий сохранились, авторы либо видели все своими глазами, либо жили немного позже. Весь город лежал в руинах, большая часть населения была уничтожена или угнана в рабство. Золото было награблено столько, что его цена упала на всей территории Римской империи. Число рабов стало настолько велико, что цена на них также снизилась.

-2

Историк Иосиф Флавий, иудей, сражавшийся против Рима, а затем ставший гражданином империи, описал эти события следующим образом: "Казалось, что вся гора, на которой стоял Храм, была объята пламенем - столько костров горело. А крови было даже больше, чем огня. И численность погибших превышала численность победителей".

После разрушения Храма римляне не прекратили попыток подавить евреев. Противостояние продолжалось еще четыре года и закончилось кровавой осадой Иерусалима. Однако война не закончилась полностью. В одной из крепостей в пустыне устроились мятежники. Крепость, называемая Масада, стала убежищем для около 900 евреев из Иерусалима, которых называли зелотами. Высота Масады составляла более 300 метров, стены имели толщину до 4 метров и были оснащены башнями и укреплениями. Римляне выбрали сложный, но эффективный и жестокий способ уничтожения мятежников. Они построили дамбу к стенам крепости и привезли на ней тяжелые осадные машины, чтобы преподать урок мятежникам. Из трудов Иосифа Флавия известна удивительная история взятия Масады:
"Защитники крепости, стоящие на стенах, предпочли покончить с собой, чем попасться римлянам". Историки сомневаются в достоверности этой истории, однако она стала впечатляющим завершением восстания евреев.

Вид на Масаду с воздуха
Вид на Масаду с воздуха

Положение евреев ухудшилось. Римляне запретили проведение некоторых иудейских религиозных обрядов, включая особенно важное - обрезание. В 132 году нашей эры евреи снова подняли восстание под руководством Симона Бар-Кохбы и понесли новое поражение. Второе восстание против Рима, известное как Бар-Кохба, имело еще более трагические последствия для еврейского народа. Евреям было запрещено жить в Иерусалиме, город утратил иудейский характер, везде были установлены статуи языческих богов.

В 4 веке нашей эры ситуация снова изменилась, когда Римская империя отказалась от язычества, и главенствующее положение заняло новое религиозное учение - христианство, которое изменило Римскую империю и Иерусалим на века.

-4

Источник: телеканал "Культура"