Найти в Дзене

"Последнее дело Черкасова": не сольют ли финал?

На Первом канале продолжается показ кино про легендарного следователя МУРа. Сезон заявлен как финальный - это "Последнее дело Черкасова", поэтому ожидания зрителей высоки: будет ли поставлен самый мощный аккорд в истории про полюбившегося героя, или финал "сольют", как это не раз бывало даже с сильными проектами? Я посмотрела первые серии, и у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Давайте разбираться вместе. Начиналось все хорошо: пилотная серия девятого сезона получилась захватывающей и многообещающей. Ее отличает от остальных хороший ритм: без затянутости, но и без суетливого мельтешения на экране, когда картинки меняются, как в калейдоскопе, не оставляя времени на раздумья. Понравилось и правильное чередование сцен с точки зрения эмоций: не резкие скачки от одного чувства к другому, а постепенные переходы через их усиление в соседних эпизодах, из-за чего происходит более глубокое погружение в действие фильма - классическая школа советского кино. У сериала грамотное начало -

На Первом канале продолжается показ кино про легендарного следователя МУРа. Сезон заявлен как финальный - это "Последнее дело Черкасова", поэтому ожидания зрителей высоки: будет ли поставлен самый мощный аккорд в истории про полюбившегося героя, или финал "сольют", как это не раз бывало даже с сильными проектами?

Я посмотрела первые серии, и у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Давайте разбираться вместе.

Рекламный постер сериала
Рекламный постер сериала

Начиналось все хорошо: пилотная серия девятого сезона получилась захватывающей и многообещающей. Ее отличает от остальных хороший ритм: без затянутости, но и без суетливого мельтешения на экране, когда картинки меняются, как в калейдоскопе, не оставляя времени на раздумья.

Понравилось и правильное чередование сцен с точки зрения эмоций: не резкие скачки от одного чувства к другому, а постепенные переходы через их усиление в соседних эпизодах, из-за чего происходит более глубокое погружение в действие фильма - классическая школа советского кино.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

У сериала грамотное начало - с первых же кадров зрителям предлагается задача, к решению которой им предстоит возвращаться на протяжении всего фильма, своеобразное уравнение с двумя неизвестными: к заключенному приезжает женщина-психиатр. Ее научная работа посвящена изучению поведения осужденных за особо тяжкие преступления: ученая пытается разгадать мотивы, приведшие их на скамью подсудимых, чтобы можно было избежать подобного в будущем.

Сразу после разговора в Красноярской колонии следуют сцены убийства в Москве. Убийца показан в кадре, но складывается впечатление, что это только верхушка айсберга, и что без первых двух участников уравнение решить невозможно. Как именно связаны женщина-психиатр и двое преступников, будет понятно из следующих серий, и хочется их посмотреть, чтобы найти разгадку.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Несмотря на отличную завязку, замечу, что в красноярской сцене мне не понравились два момента. Во-первых, топорный грим у Максима Матвеева (артисту не везет с гримерами в последнее время, вспомнить хотя бы роль Николая III в сериале "Фандорин. Азазель"). Появление на экране постаревшего Влада Вихрова из первого сезона должно было оставаться для зрителя загадкой: вроде бы кто-то знакомый, но вот кто именно... Однако "состарили" артиста так грубо, что загадки не получилось. Свою лепту внесли не только гримеры: если бы героя снимали не так "в лоб", не делали такого количества крупных планов, возможно, инкогнито персонажа и удалось бы сохранить.

Кадр из первого сезона сериала
Кадр из первого сезона сериала

Во-вторых, мне не понравились диалоги Вихрова. Да, в прошлом он артист оперетты и склонен к лицедейству, но все равно его слова звучат слишком пафосно:

...Отнять чужую жизнь - это серьезный шаг, после которого обратного пути уже нет. И пока вы изучаете меня, где-то в другом месте очередной убийца уже переходит эту грань, выходит на охоту.
...Убийство невозможно ни с кем разделить. Это твой и только твой выбор, с которым будешь жить всю жизнь.
...Вам нужно думать не о том, как понять меня, а о том, как понять мир, который превращает лучших из нас в чудовищ. А может быть в спасителей.

Так же неестественно звучит и речь психиатра Марии Федоровны Ермоловой (Ольга Лерман):

...Советская наука отрицает влияние социума на проявление насилия. Частично это правда: убийцей нельзя стать, им можно только родиться. Но, безусловно, внешняя среда может спровоцировать человека на насилие.
...Не будете его уважать, никогда его не поймете.

Оба - и Вихров, и Ермолова - будто бы говорят со сцены, не важно, театральная она или трибуна на научной конференции. При этом остальные герои звучат вполне естественно.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Параллельно развивается конфликт между двумя майорами: Иваном Петровичем Черкасовым (Андрей Смоляков) и новичком Виктором Ковалевым (Андрей Мерзликин). В первой серии конфликт максимально заострен и касается исключительно самих героев: хорошо показано противостояние представителей двух возрастов и, соответственно, двух разных подходов к расследованию. Черкасов опирается на опыт, а побывавший за границей Ковалев - на достижения технического прогресса: в сериале то и дело мелькают модные для восьмидесятых годов технические новинки - магнитофон, спектрометр, подобие компьютера, полиграф.

А не боишься, что тебя скоро на такую хреновину заменят?

Слова Черкасова отражают мнение зрителей нашего времени, особенно старшего поколения: гаджеты сменяют друг друга так быстро, что люди не успевают в них разобраться и часто чувствуют себя беспомощными, вытесненными на обочину.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Во второй серии в отношениях двух майоров наметится перелом: запальчивость уступит место здравому смыслу, и следователи найдут способ работать вместе, используя свои сильные стороны. В третьей серии противостояние перестанет быть личным, но теперь к конфликту присоединится начальство:

Есть два вида майоров: уже майор - это он, и все еще майор - это ты,

- выговаривает Черкасову третий майор - генерал-майор Саблин (Вадим Андреев).

Создатели сериала хорошо выстроили линию взаимоотношений в отделе, включая второстепенных персонажей, она двигает действие вперед, но в то же время не отвлекает внимание от главных событий в сюжете.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Нравится мне и то, как в сериале передана атмосфера восьмидесятых. Особенно это заметно в сравнении с недавней премьерой "Бизон: Дело манекенщицы". Действие происходит примерно в одно и то же время (середина семидесятых в "Бизоне" и самое начало восьмидесятых в "Черкасове") и в одном и том же месте - МУРе. Но разница в подходе колоссальная. На канале подробно разбиралась эта тема, ссылку на статью оставлю внизу.

Рекламный плакат сериала
Рекламный плакат сериала

Несмотря на достоинства пилотной серии, вторая начала вызывать вопросы, а третья серия просто утонула под их лавиной. Это отдельная тема, продолжим ее в следующем обзоре.

А как относитесь к сериалу вы - смотрите, нравится?

Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал!

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу: на нем собраны невероятные истории, которые перевернут ваши представления о животных - жмите на синие буквы!