На Первом канале продолжается показ кино про легендарного следователя МУРа. Сезон заявлен как финальный - это "Последнее дело Черкасова", поэтому ожидания зрителей высоки: будет ли поставлен самый мощный аккорд в истории про полюбившегося героя, или финал "сольют", как это не раз бывало даже с сильными проектами?
Я посмотрела первые серии, и у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Давайте разбираться вместе.
Начиналось все хорошо: пилотная серия девятого сезона получилась захватывающей и многообещающей. Ее отличает от остальных хороший ритм: без затянутости, но и без суетливого мельтешения на экране, когда картинки меняются, как в калейдоскопе, не оставляя времени на раздумья.
Понравилось и правильное чередование сцен с точки зрения эмоций: не резкие скачки от одного чувства к другому, а постепенные переходы через их усиление в соседних эпизодах, из-за чего происходит более глубокое погружение в действие фильма - классическая школа советского кино.
У сериала грамотное начало - с первых же кадров зрителям предлагается задача, к решению которой им предстоит возвращаться на протяжении всего фильма, своеобразное уравнение с двумя неизвестными: к заключенному приезжает женщина-психиатр. Ее научная работа посвящена изучению поведения осужденных за особо тяжкие преступления: ученая пытается разгадать мотивы, приведшие их на скамью подсудимых, чтобы можно было избежать подобного в будущем.
Сразу после разговора в Красноярской колонии следуют сцены убийства в Москве. Убийца показан в кадре, но складывается впечатление, что это только верхушка айсберга, и что без первых двух участников уравнение решить невозможно. Как именно связаны женщина-психиатр и двое преступников, будет понятно из следующих серий, и хочется их посмотреть, чтобы найти разгадку.
Несмотря на отличную завязку, замечу, что в красноярской сцене мне не понравились два момента. Во-первых, топорный грим у Максима Матвеева (артисту не везет с гримерами в последнее время, вспомнить хотя бы роль Николая III в сериале "Фандорин. Азазель"). Появление на экране постаревшего Влада Вихрова из первого сезона должно было оставаться для зрителя загадкой: вроде бы кто-то знакомый, но вот кто именно... Однако "состарили" артиста так грубо, что загадки не получилось. Свою лепту внесли не только гримеры: если бы героя снимали не так "в лоб", не делали такого количества крупных планов, возможно, инкогнито персонажа и удалось бы сохранить.
Во-вторых, мне не понравились диалоги Вихрова. Да, в прошлом он артист оперетты и склонен к лицедейству, но все равно его слова звучат слишком пафосно:
...Отнять чужую жизнь - это серьезный шаг, после которого обратного пути уже нет. И пока вы изучаете меня, где-то в другом месте очередной убийца уже переходит эту грань, выходит на охоту.
...Убийство невозможно ни с кем разделить. Это твой и только твой выбор, с которым будешь жить всю жизнь.
...Вам нужно думать не о том, как понять меня, а о том, как понять мир, который превращает лучших из нас в чудовищ. А может быть в спасителей.
Так же неестественно звучит и речь психиатра Марии Федоровны Ермоловой (Ольга Лерман):
...Советская наука отрицает влияние социума на проявление насилия. Частично это правда: убийцей нельзя стать, им можно только родиться. Но, безусловно, внешняя среда может спровоцировать человека на насилие.
...Не будете его уважать, никогда его не поймете.
Оба - и Вихров, и Ермолова - будто бы говорят со сцены, не важно, театральная она или трибуна на научной конференции. При этом остальные герои звучат вполне естественно.
Параллельно развивается конфликт между двумя майорами: Иваном Петровичем Черкасовым (Андрей Смоляков) и новичком Виктором Ковалевым (Андрей Мерзликин). В первой серии конфликт максимально заострен и касается исключительно самих героев: хорошо показано противостояние представителей двух возрастов и, соответственно, двух разных подходов к расследованию. Черкасов опирается на опыт, а побывавший за границей Ковалев - на достижения технического прогресса: в сериале то и дело мелькают модные для восьмидесятых годов технические новинки - магнитофон, спектрометр, подобие компьютера, полиграф.
А не боишься, что тебя скоро на такую хреновину заменят?
Слова Черкасова отражают мнение зрителей нашего времени, особенно старшего поколения: гаджеты сменяют друг друга так быстро, что люди не успевают в них разобраться и часто чувствуют себя беспомощными, вытесненными на обочину.
Во второй серии в отношениях двух майоров наметится перелом: запальчивость уступит место здравому смыслу, и следователи найдут способ работать вместе, используя свои сильные стороны. В третьей серии противостояние перестанет быть личным, но теперь к конфликту присоединится начальство:
Есть два вида майоров: уже майор - это он, и все еще майор - это ты,
- выговаривает Черкасову третий майор - генерал-майор Саблин (Вадим Андреев).
Создатели сериала хорошо выстроили линию взаимоотношений в отделе, включая второстепенных персонажей, она двигает действие вперед, но в то же время не отвлекает внимание от главных событий в сюжете.
Нравится мне и то, как в сериале передана атмосфера восьмидесятых. Особенно это заметно в сравнении с недавней премьерой "Бизон: Дело манекенщицы". Действие происходит примерно в одно и то же время (середина семидесятых в "Бизоне" и самое начало восьмидесятых в "Черкасове") и в одном и том же месте - МУРе. Но разница в подходе колоссальная. На канале подробно разбиралась эта тема, ссылку на статью оставлю внизу.
Несмотря на достоинства пилотной серии, вторая начала вызывать вопросы, а третья серия просто утонула под их лавиной. Это отдельная тема, продолжим ее в следующем обзоре.
А как относитесь к сериалу вы - смотрите, нравится?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал!
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу: на нем собраны невероятные истории, которые перевернут ваши представления о животных - жмите на синие буквы!