После публикации серии статей про руководителя-лидера и руководителя-самодура ко мне поступил заказ - "влезть в шкуру руководителя" и написать статью о том, каково ему на своем руководящем месте. А так как у меня самой есть большой опыт работы руководителем, то мне и мимикрировать не надо - есть чем поделиться.
Если взять квинтэссенцию рассуждений про руководителя-лидера и руководителя- надсмотрщика, то первый - доверяет, озаряет и ведет за собой, опираясь на лучшие качества человека, на его понимание своей роли в данной компании, а второй командует, контролирует и посылает - и хорошо еще, если не в духе - "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что", а, если что не так, то орет...
А есть ли "в природе" такое четкое разделение между двумя этими типами боссов? В целом есть, конечно, но в какой-то мере стили руководства могут быть смешанными - это и от личностных качеств человека зависит, и от различных ситуаций.
Легко сотрудникам в курилках пыхтеть, что руководитель какой-то не такой, что эта их кадровая политика вообще черт-те что и что они того и гляди всю фирму развалят.
Приведу пример рассуждений линейного персонала склада (или рабочих на производстве):
Куда это начальство смотрит? Кого опять руководителем отдела назначили? Опять своего, который им тортики на праздники носит? А меня они почему не замечают? Я же тут сто лет в обед работаю, все процессы знаю, всех людей насквозь вижу, кто с кем шуры-муры крутит. Я быстро здесь порядки наведу - будут они у меня по струнке ходить.
И вообще, чем это начальство занято? Все сидят совещаются. Делом бы занялись, вышли бы заказы пособирали, руками поработали.
Вон, руководители говорят, что новую мотивирующую систему оплаты труда ввели, что якобы мы теперь больше сможем зарабатывать, что, чем больше заказов соберешь, тем выше тариф за строчку. Да, конечно, так мы им и поверили. Ведь опять все врут. Небось себе-то хорошие премии выписывают...
Если послушать разговоры офисных сотрудников, то уровень доверия руководству будет заметно выше, ответственность за себя и понимание, что от человека многое зависит - тоже.
Эффективный стиль руководства может и должен различаться в зависимости от характера работы предприятия.
Руководить линейным персоналом на складе, заводе вполне эффективно в стиле - "отец родной: суров, но справедлив".
А вот офисными, а также творческими сотрудниками лучше руководить в лидерском стиле.
Хочу напомнить скептикам из курилок, что руководство организацией, отделом - это большая ответственность, это прессинг и от владельцев компании или вышестоящего руководства сверху в виде задач, плана, внедрения новых проектов, технологий, экономии фонда оплаты труда, соблюдения техники безопасности, законодательства, и снизу - от персонала, который надо набрать, обучить, внедрить, мотивировать, растить, поддерживать благоприятную обстановку в коллективе, отслеживать уровень зарплат по рынку и соответствовать ему или слегка превышать, отслеживать уровень текучести кадров и при необходимости принимать контрмеры.
Поэтому быть руководителем ой как непросто. Далеко не все люди хотят такой ответственности даже за большие деньги. Ну а покритиковать, уверенно сказать, что руководитель неправ, что он вообще никакой, легко может каждый...не очень далекий сотрудник.
А мало-мальски сведущий человек понимает, что это огромная ответственность, напряжение, что мотивы принятия решений далеко не всегда могут быть всем очевидны и пр.
В следующей статье поделюсь рекомендациями для тех, кого назначили руководителями, или для тех, кто еще в процессе определения своего стиля руководства.
Запись на консультацию через ЛС на сайте, sms по тел. +7 916 158 13 08 (Whats App, Telegram, Viber). Обращайтесь не только с трудностями, но и с целью дальнейшего развития, а также для того, чтобы ваша жизнь становилась более приятной во всех отношениях.
Автор: Ольга Кеслер
Психолог, Карьерный коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru