Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Красный" десант, который мог бы быть удачным...

Давно подбирался к этой теме, но пытался давать события в хронологическом порядке. Описываемые события произошли уже после того, как немцы захватили Крым, и после того, как некоторые корабли Черноморского флота ушли из Севастополя, но еще до того, как флот был затоплен на рейде Новороссийска. Но в этой истории большие боевые корабли не участвуют. Почему? Об этом в отдельном рассказе про затопление флота. Будем считать, что глубины не позволяли.

В общем, так: советских республик было много. Корабли из Севастополя уходили не в Советскую Россию, они уходили в "соседнее, дружественное государство". Я не шучу. Черномо́рская Сове́тская Респу́блика — советская республика в составе РСФСР, на территории бывшей Черноморской губернии. Советская власть в регионе была провозглашена 25 ноября 1917 года губернским съездом Советов в Новороссийске. В отличие от Республики Таврида оно просуществовало дольше.

Захватив Крым, немцы (естественно) не остановились, и с криком "... und das ist für mich für Tomaten!" устремились дальше, ибо границы исконной Украины, как выяснили украинские ученые простираются на Кубань и дальше, до калмыцких степей. (Если что, я шучу). В апреле немцы заняли Крым и Донбасс, а в мае, несмотря на Брест-Литовский мир, начали наступление вглубь РСФСР, мотивируя это отсутствием установленных границ Украины, а также отступлением на территорию России вооруженных сил Донецко-Криворожской республики. 2 мая немцы заняли Таганрог, 8 мая – Ростов, 30 мая – Батайск, угрожая вторжением на Кубань.

А тут еще выяснилось, что "атаман" Краснов немцам почти родственник (через жену, урожденную фон Грюнайзен).

Его позиция во вторую Мировую не является чем-то новым. Сразу же после своего избрания атаманом Краснов направил телеграмму германскому императору Вильгельму II о том, что Всевеликое войско Донское как субъект международного права не считает себя в состоянии войны с Германией. Он также обратился к Германии за помощью с оружием и предложил установить торговые отношения. Во втором послании к Вильгельму Краснов попросил и о том, чтобы впоследствии, по мере освобождения от большевиков, Германия признала право на самостоятельность Кубанской, Терской и Астраханской областей, а также Северного Кавказа, и выступила посредником в переговорах с Советской Россией об установлении мирных отношений с Доном.

К сожалению, даже внутри самих Советских республик тоже царил разлад. Временным главнокомандующим всеми войсками Кубано-Черноморской советской республики республики был назначен латыш К. И. Калнин (Карлис Калнинш), старый большевик, бывший командир 3-го Латышского стрелкового полка.

Фронт имел три боевых участка. Азовский, Ростовский (которым командовал бывший есаул И. Л. Сорокин), Великокняжеский (под командованием переправившегося из Крыма И. Ф. Федько)

Азовский боевой участок занимал побережье от Таманского полуострова до Шабельской косы. Его войска состояли из местных жителей, а также частей, эвакуированных из Таганрога и Керчи. Здесь формировалась 1-я пехотная дивизия Ейского отдела (командир - уроженец Таганрога бывший штабс-капитан Сигизмунд Антонович Клово) в составе:

-1-го Ейского революционного полка (командир уроженец Ейска - бывший прапорщик И. Л. Хижняк, проживший долгую жизнь)

-1-го Кубанского кавалерийского полка (командир В. Н. Лысенко)

-1-го Ахтарского полка

-конно-пулеметного эскадрона

-артиллерийского дивизиона (три батареи по четыре орудия).

Кроме того, в составе участка формировались 2-й Ейский полк и Таганрогский полк, в резерве 3-й Латышский советский полк.

В порту Ейска находилась Красная Азовская флотилия (командующий И.Герштейн) в составе:

-двух болиндеров №435 и №447, вооруженных 152-мм пушками Канэ, судя по номерам, из крепости Рени (куда они попали из Севастопольской крепости). Каждая "канонерка" имела одно 152-мм орудие и 37-мм пушку. На Дунае они были К-2 и К-4, в составе Азовской флотилии они стали Б-2 и Б-4. Самое интересное, что по ним принято указывать:

"В 02.1918 г. захвачена румынскими войсками на р. Дунай". Это про К-2

"28.03.1918 г. захвачена в Одессе австро-германскими войсками. Дальнейшая судьба неизвестна. (это о К-4)

-2
-3
-4

-Сетевой заградитель "Аю-Даг" Водоизмещение: 1767 т. длина - 67,4 м, ширина - 10,7 м, осадка - 3,1 м. Скорость полного хода: 10 узлов. Силовая установка: вертикальная паровая машина тройного расширения, 1750 л.с.
Вооружение: 2 шт. 75-мм орудия Канэ. Бывшый грузовой пароход "Аю-Даг", построеный в 1898 в Киле (Германия) заказу РОПиТа на судостроительной верфи Howaldtswerke, Порт приписки - Одесса. Осенью 1914 г. был мобилизован, вооружен и включен в состав Черноморского флота. Первоначально числился тральщиком, 11.01.1916 г. переклассифицирован в минный заградитель и 15.12.1916 г. - в сетевой заградитель. Входил в состав 2-го отделения Морской партии траления. И, вот опять странность. Про него принято писать "В мае 1918 г. был захвачен германскими войсками, в ноябре 1918 г. - белогвардейцами, а в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами". Видимо, кое-что еще происходило между этими двумя событиями (или информация неточна).
-
тральщики Т-260 (бывший «Адольф») и Т-516 (бывшая «Елена Куппа», будущий "Майкоп" ) Самое интересное, что и в биографии этих кораблей данных эпизод отсутствует. Оба корабля имели по одной 120-мм пушке.

"Адольф", будущий "Салгир"
"Адольф", будущий "Салгир"

-посыльное судно «Ястреб» Водоизмещение: 60 т, скорость 10 узлов На вооружении одна пушка Гочкиса. Бывший катер Отдельного корпуса пограничной стражи построен Товариществом литейно-механического завода "Беллино-Фендерих" в Одессе в 1900 г. Находился в распоряжении 22-й Измаильской пограничной бригады. 18.08.1910 г. переведен в Главное управление землеустройства и земледелия Министерства земледелия и госимуществ для охраны рыбных промыслов Черного моря с базой в Одессе. Осенью 1911 г. затонул в шторм близ Одессы, поднят и введен в строй. 27.11.1914 г. включен в состав Отряда судов северо-западной части Черного моря. 15.12.1914 г. объявлен в Партии траления Отряда судов Северо-Западной части Черного моря как тральщик. К 30.01.1915 г. - тральщик в составе Партии траления Очаковского рейда Отряда судов охраны Северо-Западной части Черного моря, затем - плавучее средство Управления временного Одесского военного порта. С 1917 г. - катер в Охране Одесского рейда, Отряд судов Обороны Северо-Западной части Черного моря. А, дальше и у этого корабля "дырка в биографии".

-6

-буксиры «Тарас Бульба» и «Геркулес»

-транспорт «Гордипия» Паровая грунтовозная шаланда "Гордипия" была построена на судоверфи William Simons Co Ltd, Рэнфрю, Шотландия. Официальный номер - 111202. Спущена на воду 22.06.1899 г., сдана заказчику в 1899 г. 30.12.1917 г. перешла на сторону Советской власти. Да, это та самая "Гордипия", которая участвовала в Керченско-Феодосийской операции, и была потоплена немецкой авиацией у пос. Сукко в августе 1942 года.

В распоряжении флотилии были транспорты «Вальяно», «Анна В.» и «Анна Д.» и... "Пенай". Да-да тот самый старичок "Пенай", что погиб в Керченской высадке в 1941-м.

Германский грузо-пассажирский пароход "Peters" был спущен 10.01.1891 г. на судоверфи Blohm&Voss в Гамбурге (Германия), вступил в строй 11.02.1891 г.

В 1903 г. перешел под турецкий флаг с переименованием в "Ekaterini", а в 1910 г. - под флаг Российской империи, где получил наименование "Пенай".

В период Первой мировой войны был мобилизован 12.11.1914 г. и 27.11.1914 г. вошел в состав ЧФ в качестве минного заградителя. Фактически же использовался в качестве плавбазы подводных лодок в Балаклаве, а также для пристрелки торпед. В 1915 г. переклассифицирован в портовое судно, а в 1917 г. - в транспорт. Далее опять эпизод пропущен. Пишется, что он захвачен немцами в мае 1918-го, но это не так.

Вальяно В
Вальяно В

Паровая двухмачтовая винтовая шхуна « Вальяно В»
В 1891 году приписана к порту Керчь № 243
Судовладелец Таганрогский купец 1 – ой гильдии Александр Стороженко
В 1916 году приписана к п. Ростов – на - Дону № 1111
Судовладельцы М. Варваров и торговый дом Луи Дрейфус и К
Построена 1880 году в г. Глазго на судоверфи «Сэта и К»
Позывной сигнал ( М.Т.А.П. )
Корпус железный ординарный
Размеры 174,80 х 26,80 х 9,15 английских футов
Вместимость полная 378,08 брт
Чистая 261,27 нрт
Осадка без груза 3 1\2 фута
Осадка в полном грузу 6 1\2 фута
Двигатель – две вертикальные паровые машины двойного расширения с приводом на два винта
Мощность 300 (40) индикаторных сил
Скорость 7 1\2 миль в час
Грузоподъемность 34200 пудов

О нем принято писать: " Грузовой пароход (паровая шхуна). Прежнее название "Вальяно В." ("Vagliano V."). Построен в 1888 г. ("Thomas B.Seath", Глазго, Великобритания). С 1938 г. входил в состав Азовского государственного морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Черноморско-Азовского бассейна выполнял военные и народнохозяйственные перевозки. С 18.09.1943 г. числился в составе ЧФ. После окончания боевых действий на Черном море возвращен Азовскому государственному морскому пароходству." Все... об этом эпизоде тоже данных нет.

Остальные два парохода, это скорее всего суда общества "Меркурий"

В конце мая на заседании исполкома Совета города Ейска состоялось обсуждение высадки в тыл немцам, впоследствии получившей название «красный десант». Командир 1-й дивизии Ейского отдела, бывший штабс-капитан Сигизмунд Клово и командующий Азовской военной
флотилией Иосиф Герштейн разработали план десанта в Таганроге. Этот замысел был представлен главнокомандующему Революционными войсками Черноморско-Кубанской федеративной республики К. И. Калнину , который и санкционировал проведение этой высадки.

Ростовскому и Азовскому участкам противостоял 1-й германский ландверный корпус генерала фон Кнёрцера, штаб которого располагался в Ростове. Всего в корпусе было три пехотные дивизии и одна кавалерийская бригада (7-я Баварская), размещавшаяся в районе Белой Калитвы. Против войск Сорокина южнее Батайска стояла 7-я ландверная дивизия генерала фон Арнима, занимавшая фронт от Азова до Кагальницкой. По данным красной разведки, 7-я дивизия имела на позициях около 8000 штыков и 16–20 орудий. К востоку от Кагальницкой вплоть до реки Маныч фронт занимали казаки Краснова, далее находились позиции Добровольческой армии. В Таганроге располагался штаб корпуса, здесь же находился небольшой немецкий гарнизон. Остальные немецкие войска располагались в тылу.

В принципе, десант имел шансы на успех. На основе информации, полученной от военной разведки красных, в городе было 700–800 немцев. Немцы пишут:
«Многочисленные шпионы, действовавшие среди нас, наверняка сообщили им о малочисленности гарнизона в городе и о нашем рассредоточенном расположении. Этих шпионов местные жители не выдавали из страха перед последующим возмездием. В случае раскрытия, их агент был бы передан русскому союзу офицеров, организовавшим в Таганроге полицейское
подразделение, и приговорён ими к расстрелу», – сообщает генерал фон Кнёрцер в своих послевоенных воспоминаниях, неопубликованная рукопись которых хранится в Государственном архиве Штутгарта.

Если не учитывать 650 солдат 121-го ландверного пехотного полка, со дня на день ожидавших погрузки на поезд для отправки на Западный фронт, то указанная Герштейном цифра довольно точно отражала истинный размер таганрогского гарнизона. На тот момент он состоял
всего лишь из 650 солдат (один батальон) 126-го ландверного пехотного полка, занимавшихся охраной вокзала, отрезка железнодорожной ветки от вокзала до Воронцовской набережной, а также основных улиц в центре города. Кроме того, на территории порта было две полевые батареи. В то же время указанная комиссаром флотилии цифра совершенно не учитывает другие подразделения германского оккупационного контингента, дислоцированные за пределами города, но на территории Таганрогского округа. А с их учётом общая численность немцев в непосредственной близости от предполагаемого района высадки достигала приблизительно 3 тысяч, но они были сильно разбросаны.

Но, вышло иначе...