Найти тему

Слушать, видеть, наблюдать

Достаточно много людей мечтает о том, чтобы хорошо говорить на публике, а вот умение слушать как-будто не так привлекательно. И очень зря! Без умения слушать невозможно рассчитывать на успех в коммуникации. Слушание даёт преимущество в коммуникации. Оно даже может стать выигрышной стратегией в конфликтах или переговорах.

Умение слушать не сводится к способности долго молчать. Если говорящий увидит, что за вашим слушанием нет никакого интереса, а всего лишь сила воли, сдерживающая вас в надежде на последующую возможность самому выговориться от души, это не прибавит вам баллов, а только ухудшит контакт. Зато истинное умение слушать делает вас более привлекательным для общения, помогает разрешать конфликты и недопонимания, даёт очень много полезной информации о собеседнике.

Как помочь себе стать лучшим слушателем? Как превратить это не в тренировку терпения, а в любопытное и развивающее занятие?

Есть у меня для вас несколько советов на этот счёт😉:

  1. Слушайте «глазами». Следите на метасообщениями говорящего: за его мимикой, жестами, взглядом. Высока вероятность, что из своих наблюдений вы узнаете что-то любопытное про эмоции собеседника и/или его отношение к теме беседы. Кроме того, наблюдение даёт пищу для общих размышлений, вы на чужом примере видите, какие приёмы невербальной коммуникации работают на благо, а какие всё портят.
  2. Задавайте вопросы. Это один из самых важных и универсальных навыков в коммуникации. Во-первых, вопросы меняют паттерн коммуникации, а соответственно бодрят как слушателя, так и спикера. Во-вторых, вопросы демонстрируют вашу вовлеченность и заинтересованность. В-третьих, помогают уточнить информацию или сместить беседу в интересующую вас сферу. А еще вопросы являются мощным оружием против манипуляции, но об этом я напишу в отдельной статье.
  3. Развивайте эмпатию. Старайтесь понять, что чувствует говорящий, поставьте себя на его место. Предыдущие два пункта очень помогают в этом. Эмоциональное погружение в ситуацию даст возможность оценить сообщение не только на вербальном уровне, но и на эмоциональном, а это может полностью изменить ваше отношение к сообщению и к говорящему.
Осознайте тот факт, что слушание - это не просто пассивная роль в коммуникации, это наблюдение и сбор полезной информаци, которая дальше с высокой долей вероятности даст вам преимущество в процессе коммуникации.

Отсутствие навыков слушания сильно понижает коммуникативную компетентность в целом. Так что не торопитесь говорить, слушайте. Как говорил Марк Твен: «Если бы мы должны были больше говорить, чем слушать, то у нас было бы два языка и одно ухо».