По мере завершения своего соревновательного сезона, у каждого спортсмена появляется прекрасная возможность разобраться в достижениях, плюсах и минусах года. Это возможность, которую нельзя упускать.
Каждую осень я выделяю время для всестороннего анализа своего сезона, и сезона моих учеников. Управляемый процесс осмысления создает точку отсчета, историческую точку для анализа, и является ключевым инструментом для того, чтобы по-настоящему разобраться в том, что было хорошо (а что - не очень хорошо за последние 12 месяцев). Этот анализ также закладывает основу для успехов в предстоящем сезоне.
Почему?
Существует подход «почему-сэндвич», в нём начинаешь и заканчиваешь вопросом «почему». Порядок и «ингредиенты» таковы: почему, как и что произошло, что дальше и почему? Спортсмен действительно должен понимать, что стоит за его целями. Это потому, что «почему» движет действиями спортсмена и является основой и причиной выбора и жертв, которые мы делаем. Это может показаться утомительным, но часто я несколько раз спрашиваю об одной и той же цели.
По моему опыту, первое почему может быть «не настоящим» почему. Например, если спортсмен говорит, что хочет пробежать свой первый ультрамарафон, потому что хочет улучшить физическую форму, я спрашиваю дальше: почему важно, чтобы он стал лучше? Продолжаем отслаивать эти слои до тех пор, пока не останется ответов. Этот окончательный ответ часто намного ближе к реальной, движущей причине их цели.
Какие у вас были цели, которые не были достигнуты, и почему?
Постановка этого вопроса в начале процесса рецензирования создает открытую и честную атмосферу для двустороннего разговора. Не то чтобы я предпочитал сосредотачиваться на том, что пошло не так, но это позволяет нам обоим выразить возможные разочарования. Мне больше нравится проводить основную часть времени, сосредотачиваясь на том, что получилось хорошо, поэтому быстрое устранение этого вопроса помогает преодолеть недостатки и найти время, чтобы понять, что стоит за тем, что хорошо работало на протяжении всего сезона.
Что ты узнал?
Мышление роста весьма полезно для спортсменов. Обычно есть скрытые жемчужины, (вещи, которые вы не ожидали понять или изучить), которые добавляют приличный уровень удовлетворения к опыту.
Некоторые из бегунов, которых я тренировал этим летом, начали хорошо понимать, насколько эффективнее ходить пешком, а не бегать)
Также спрашиваю спортсменов, какие аспекты спорта им еще интересны. Затем, разрабатываем специальный процесс, отвечающий на эти вопросы. Это может быть просто книжная рекомендация, а иногда мы можем использовать «метод проб и ошибок», чтобы понять, какие продукты они хорошо усваивают в течение 10+ часов гонки.
Сохраняйте любопытство, следите за тем, чему научились и постоянно стремитесь пополнить свою базу знаний.
Каких целей вы достигли и как?
Это самый очевидный вопрос. Вопросы, которые я задаю спортсменам, чтобы ответить на этот вопрос, - это «как» и «что» в отношении к «почему». Ответы могут быть такими же сложными, как и «почему»…
Мы обращаемся к каждой цели, как правило, в хронологическом порядке. По каждой достигнутой цели мы конкретно разбираем, что было сделано, чтобы можно было сказать: «Да, я добился своей цели».
Я не могу преувеличить важность этого. Когда всё идёт хорошо – легко принять процесс тренировок как должное. Но когда что-то идет не так, знание того, ЧТО вы сделали для достижения предыдущих целей, может помочь вам оставаться на правильном пути!
Для невыполненных целей – раскапываем детали и данные по частям, пока не найдем причину (причины) неудачи. Мы пытаемся определить, можно ли было избежать неудач и как предотвратить их возникновение в будущем. Иногда «блокпосты» неизбежны. В этом случае обсуждение переходит к корректировке будущих ожиданий, чтобы принять во внимание известные ограничения и при этом добиться результатов.
Каковы ваши цели на следующий сезон?
Последними идут вопросы: «Что дальше и почему?» Опять же, планируя будущие цели, не забывайте о «почему». И спортсмену, и тренеру очень важно понять, почему выбирается каждая цель. Недостаточно понять, что стоит за прошлогодними целями, даже если такие же или похожие события или достижения намечены на предстоящий год. Причины будущих целей могут немного или сильно отличаться от тех, что были в прошлом. Так что не надо тут делать предположений.
Запишите каждую цель в письменной форме и обязательно объясните «почему». Это «почему» является полезным инструментом, когда ненастная погода, болезнь, усталость или другие камни преткновения пытаются саботировать работу, которую необходимо выполнить.
Не раз я незаметно копировал и вставлял эти «почему» в текстовые сообщения спортсменам. Обычно этого достаточно, чтобы помочь им пережить трудные моменты.
Какие вопросы у спортсмена без тренера?
Спортсмены, занимающиеся самостоятельным обучением, несут бОльшую ответственность за проведение обзора сезона. Вопрос для этой группы спортсменов может звучать так: «Поможет ли мне тренер более эффективно достигать поставленных целей?» «Действительно ли я остаюсь честным и ответственным?» «Получил бы я пользу от того, что у меня есть общая перспектива от кого-то, кроме меня самого?» «Смогу ли я сохранить свое здоровье, особенно после недавних травм?»
Если вы чувствуете, что пришло время инвестировать в тренера, я рекомендую вам изучить ваши варианты относительно стоимости, общения и стилей коучинга, пообщаться с несколькими и… попробовать.
Если вы решите продолжить самостоятельно, это, безусловно, нормально. Тем не менее, я бы порекомендовал провести собственный обзор сезона.
Сезон спортсмена на выносливость состоит из множества деталей и моментов. Обзор сезона позволяет как тренеру, так и спортсмену подняться над непосредственными деталями тренировок и построить периоды, чтобы получить более широкое представление обо всем сезоне. Если вы потратите время на анализ субъективных и объективных данных, а также на то, почему все это «стоит», вы сможете более эффективно справляться со своими следующими целями.