Российская Федерация за прошедшие годы так и не смогла стать моторостроительной державой. Исход из страны западных автопроизводителей нанес, по только что начавшему «становиться на ноги» моторостроению, сильный удар. Но не все потеряно, теперь цели другие – освоение выпуска китайских моторов для выпускаемых здесь китайских автомобилей.
На территории Российской Федерации моторостроение как высокотехнологичная отрасль не смогла стать самодостаточной и первый же удар обрушил ее. Из пяти двигателестроительных производств, которые были созданы во втором десятилетии нынешнего века, остановлены четыре. Это моторный завод Volkswagen Group в Калуге мощностью 150 тыс. моторов серии ЕА211. Этими двигателями оснащались модели VW Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia российского производства. Также двигатели шли на экспорт на зарубежные площадки VW.
Второе остановленное предприятие расположено в Санкт-Петербурге. Это завод по производству двигателей «Хёндэ Виа Рус». По идее он должен был стать крупнейшим зарубежным моторостроительным предприятием в автомобильной отрасли РФ. На первом этапе работы завод «Хендэ Виа Рус» планировал выпускать 240 тыс. двигателей в год. Это моторы серии Gamma объемом 1,6 л для установки на Hyundai Solaris, KIA Rio и Hyundai Creta. Также во вторую очередь должно быть начато производство мотора NU 2.0. Сегодня об этом предприятии вспомнили из-за судебного иска, который на днях подал «РосАЛит» (компания Sollers) из Нижегородской области.
Литейный завод требует от Hyundai Motor (ХММР) взыскать 178 млн руб. «Росалит» должен был стать поставщиком нижних частей блока цилиндров для двигателя Hyundai NU 2.0. Однако из-за остановки работы российского завода Hyundai Motor литейный завод понес большие убытки. Напомним, что под этот проект ООО «Литейный завод «РосАЛит» получил из Фонда развития промышленности кредит в размере 323 млн руб.
Третье остановленное предприятие расположено на Дальнем Востоке. Это совместное предприятие «Mazda Sollers», которое выпускало 2-литровые двигатели SkyActiv. Также простаивает линия по выпуску дизельных моторов объемом 1,6 л для LCV завода ПСМА в Калуге.
И конечно же, самая большая «потеря» в сегменте зарубежных моторов – остановка выпуска французского двигателя Renault H4M (HR16) объемом 1,6 л на АвтоВАЗе. Силовой агрегат устанавливали как на автомобили российской марки Lada, так и на производимые в Москве и Тольятти автомобили Renault. Приговор этому проекту еще в прошлом году вынес руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов:
«Освоить в ближайшее время частично локализованный иностранный мотор HR16 нет возможности. Но у нас есть другие варианты». Правда, спустя год после этих слов из интервью «За рулем» российский автогигант не поделился никакими планами.
Единственный моторостроительный проект, начатый зарубежными партнерами, в который «вдохнули жизнь» новые времена - это бывшее совместное предприятие «Ford-Sollers», расположенное в Елабуге. Сегодня здесь выпускают китайские двигатели для коммерческих автомобилей марки Sollers. Вот такой печальный итог двух десятилетий развития нового российского автопрома.
Но недавно появилось сообщение из Тульской области. Как известно, здесь расположен завод «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус», выпускающий автомобили марки Haval. Исполнительный директор российского офиса марки Андрей Акифьев объявил, что строительство моторного завода практически завершено. Производство двигателей на заводе китайской компании Haval (входит в концерн Great Wall Motor) в индустриальном парке "Узловая" в Тульской области может стартовать в начале 2024 года. Мощность нового производства 80 тысяч моторов в год, ими будут оснащаться 90% производимых в Тульской области автомобилей Haval.
Как ранее заявлялось площадь нового производства составит 10 000 кв.м, а количество занятых 300 чел. Пока в открытой печати не раскрывается какие узлы и детали этих локализованных двигателей будут российского производства. Напомним, что на заводы Volkswagen Group, Hyundai VIA поставки блоков цилиндров, головок блока цилиндров, коленвалов и др. были от российских производителей компонентов, либо локализованных зарубежных. Пока в открытой печати нет информации о подобных кооперационных связях предприятия в Тульской области. Предположим, что на данном заводе будет осуществляться конечная сборка моторов и какие-то механообрабатывающие операции блока цилиндров.
А ассортимент выпускаемой продукции нового завода будут составлять 1,5-литровые и 2-литровые бензиновые моторы (1.5 литра GW4B15 и 2.0 литра серии GW4C20), которые сегодня устанавливают на выпускаемый здесь модельный ряд. Возможно их обновленные версии.
Наш канал проанализировал статистику и обнаружил удивительную ситуацию, сложившуюся сегодня у этого самого популярного на сегодня в России китайского автопроизводителя. За 10 месяцев текущего года было продано практически 82 тысячи автомобилей марки Haval. Из которых более 40,8 тысяч кроссоверы Jolion, что составляет почти 50%. Другая половина пришлась на остальной модельный ряд - автомобили Haval F7, F7x, H6, Dargo, H9. Следовательно, кроссовер Haval Jolion будет главным потребителем прежде всего 1,5-литровых двигателей. Также в 2024 году ожидает обновление модель Haval F7, под капотом которой в Китае 2-литровый бензиновый мотор мощностью 217 л.с.
В сентябре 2020 года Минпромторг РФ заключил специальный инвестиционный контракт с «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус». Китайский автопроизводитель обязался проинвестировать сумму в 42,4 млрд рублей. Причем инвестиции в моторное производство должны были составить 17,7 млрд руб. Также помимо моторов в соглашении указаны локализация коробки передач, электронных блоков и систем управления автомобилем. Вдобавок должен быть создан центр R&D.
Сегодня сложилась интересная ситуация для китайских автопроизводителей. Не будем скрывать, но длительное время в профильном ведомстве «затягивали» разрешение на локализацию китайских автопроизводителей в РФ, считая, что китайские автомобили не слишком технологичные. Лишь Haval смог заключить соглашение с правительством, и хронологически произошло это после того, как было завершено подписание соглашений о специальных инвестиционных контрактах (СПИКах) с европейскими, корейским и японскими автопроизводителями. И только после указания курировавшего тогда автопром вице-премьера Дм. Козака.
Сегодня китайские автопроизводители пока либо соглашаются на партнерство с калининградским заводом «Автотор», где их автомобили собирают отверточным способом, либо с простейшими операциями такими как сварка, окраска и сборка. Впрочем, подавляющая часть китайских автопроизводителей предпочитают прямой импорт из Поднебесной, хотя руководители их московских офисов параллельно говорят о желательности локализации выпуска машин в Российской Федерации.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz