Найти тему
Толкачев. Истории

Падчерица с туфелькой, уснувшая красавица, "девушка-плакса", кошка со смекалкой – кто первый написал сюжеты, но не успел издать?

Когда попадете в ночной Неаполь, не спешите покидать его улицы. Пять лет назад мне случилось побывать в плену неаполитанской архитектуры, где каждый дом дышит историей правления Габсбургов и Бурбонов, где за стенами возникали заговоры, а на площадях жгли костры инквизиции.

А тогда, в 18-м был поздний час, людей на улицах было мало, а я начитался итальянских сказок и воображал: сейчас сверну на узкую улочку, куда не поместятся автомобиль или телега, где встречу дворянина с пышными усами, который представится как Джамбаттиста Базиле. Узкие двери бедной хижины нам отворит Зезолла, заругается на нас Чеккарелла, на куче хвороста встретит Перуонто, и на тебе! За стол пригласит сам король… . Да все равно, какой король, у Базиле, родившемся в городке Джульяно-ин-Кампанья Неаполитанского королевства, их не счесть.

О короле Филиппе II, который ни о чем не догадывался

Да уж, знал ли король Филипп II, что о нем будут вспоминать лишь как о человеке, при котором жил и родился великий сказочник? И что никому дела нет до того, что он сын и наследник самого Карла V, императора Священной Римской империи; и что имеет титул: «Филипп, Божией милостию король Кастилии, Арагона, Наварры, Англии, Франции, Иерусалима, Обеих Сицилий и Ирландии, Хранитель Веры, Эрцгерцог Австрии, Герцог Бургундии, Милана и Брабанта, Граф Габсбургский, Фландрский и Тирольский»; и что в 4 раза увеличил доходы короны.

Заметим, что король, несмотря на увлечения войнами, интригами двора и инквизицией, был заядлый библиофил, собрал личную библиотеку в 14 000 томов, но поставить на полку книгу своего поданного Базиле он не успеет. Филипп II скончается от подагры в 1598 году.

Сегодня есть дворец-музей королей, но нет музея Базиле, который был бы куда интереснее – неаполитанцы еще не знают, какие деньги на нем могли бы заработать. Есть же Музей Гарри Поттера в Англии.
Кстати, не знают о Базиле и на Крите, а он когда-то оборонял остров от турок.

Сказочники, сказочники, сказочники. Сегодня их на улице не встретишь, что же они за народ такой?

Похоронив своих детей, он взялся за «сказку сказок»

Чем примечательна история неаполитанца Базиле, творившего на рубеже 16-17 веков? Джованни Баттиста Базиле, как его назвали при рождении, был выходцем из семьи обнищавших дворян. Его отличали большие говорящие глаза, наряды, соответствующие статусу дворянина, и конечно, пышные закрученные наверх усы с куцей бородкой, но за этой внешней оболочкой таилась душа поэта до мозга костей и романтичного сказочника, который в своей бессмертной книге однажды напишет: «О архив наслаждений, о амбарная книга радости, о реестр привилегий Амура, ради которых я стал хранилищем воздыханий, магазином тоски и таможенным складом сердечных мук!»

Вот уж гроссмейстер игры в изобретательные слова, он умудрялся выдавать себе по 3-4 метафоры в одном предложении.

В истории культуры ему уготована честь стать первым европейцем, собравшим сборник сказочного фольклора, причем с такой любовью, что книга – просто кладезь пословиц, поговорок и сленга, где 49 сказочных новелл. А ведь название более чем скромное: "Сказка сказок, или Забава для малых ребят ". Книга вышла пятью томами в 1634–1636 годах в Неаполе. Такой труд назвать забавой, – Э-э! Сколько самоиронии было в этом человеке.

Если в сказках мы привыкли к фигуре одного сказочника или одной сказочницы, то в книге Базиле их поочередно рассказывают королю и королеве десять старух-сказочниц, приглашённых во дворец, — отсюда название «Пентамерон».

Легенды, вошедшие в книгу, бурлят событиями и, что интересно, настолько будоражат кровь, что их переработают впоследствии Шарль Перро, братья Гримм, Карло Гоцци, Александр Пушкин и Павел Бажов.

Первым, через пару десятилетий, возьмется на перо Перро, и Зезоллу назовет Золушкой и сделает ее более безобидной.

«Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах» приобретут в новых версиях всемирную славу. Да и Базиле не чурался извлекать сюжеты из книг предшественников, сложивших мифы и трагедии Древнего Рима и Древней Греции.

Джамбаттиста Базиле был так увлечен своими стихами и сказками, что не успел довести до публикации «Сказку сказок…», изданную в 1634 году, уже после его смерти в 1632 году.

А теперь о чуде его выживания

Он доживет до старости, пережив эпидемии чумы и гриппа, выкосившие целые города, и унесшие его детей, о которых в его биографиях ничего не сказано. И я подозреваю, спасла его от эпидемии увлеченность сочинительством.

Сиротка Зезолла

Первое издание сказок
Первое издание сказок

Сиротка у Базиле зовется Зезоллой, – бедовая девушка, которой, как говорится, палец в рот не клади… .

Страдающей нарциссическим абьюзом мачехе следовало бы получше разобраться в психологии Зезоллы, – глядишь не стала бы жертвой крышки сундука. В злодействе Зезолле помогла нянька, женщина тоже не подарок: подсуетилась – вошла в роль второй мачехи с шестью злобными дочерьми.

Но какая сказка без чуда! Королю следовало увидеть Зезоллу, чтобы влюбиться и жаждать встречи. Зезоллу быстро обнаруживают слуги Его Величества, но Зезолла быстра как лань, сбегает только так, обронив — нет, не хрустальную туфельку! — неаполитанскую грубую пианеллу с подошвой из пробки. Дальше что называется «Их ищет милиция», и дело кончается свадьбой, какой свет не видывал. У насмешника Базиле убийца становится королевой.

Как же так? А может действительность была настолько чудовищна и сурова, что сказочнику ничего не оставалось, как заменить ее миром чудес и магии.

Рассказ о первом сказочнике без его сказок – не рассказ.
Вот я две сказочки припас…

Чудак Перуонто

Море всегда воодушевляло людей на дальние плавания, развивало фантазию об экзотических странах и навевало сказочные сюжеты. Тайны его просторов, штормов, бухт, глубин и впадин сегодня зовут искателей приключений сняться с якоря и потуже затянуть веревки рюкзака. Человек без приглашения отправляется в гости, во владения Посейдона, и зачастую сожалеет об этом.

Мифотворцы сажали своих героев в бочки. Такие плавсредства, как вы понимаете, состояли из одной каюты, но способны были доставить своих пассажиров в самые затейливые уголки мира, где, естественно, творились всякие чудеса. Герои там, как правило, не терялись, а входили в царственные дома.

Первый маршрут прокладывают Даная (впервые упомянута в «Илиаде» Гомера) с сыном Персеем.

Немного напомним миф, чтобы сравнить его со сказкой Базиле.

Царь Аргоса Акрисий страшась предсказания оракула, о своей гибели от руки внука, заключил дочь Данаю в подземный медный дом, но изобретательный Зевс проник в подземелье в виде золотого дождя, оплодотворил затворницу, и вот вам сын Персей. Страх Акрисия неизлечим, и он отправляет Данаю с внуком в бочке в дальнее безадресное плавание.

Папаша был прекрасно осведомлен, что зять Зевс не даст погибнуть своему сыну, стало быть дочь с внуком поищут счастье в заморских краях. Волны вынесли бочку к острову Серифу, где его выловил не простой рыбак, а брат серифского царя Полидекта. Даная и ее сын живут при царском дворе. Полидект пылает страстью к заморской красавице и требует от нее взаимности. Персей заступается за мать, за что
Полидект отправляет его за головой Медузы Горгоны. Для Персея – это рядовое приключение, а вот Полидект, увидев голову станет камнем. Но от судьбы не уйдешь. Персей, на состязаниях попадает диском в зрителя, коим оказывается злополучный Акрисий.

Как историю Данаи и Персея перескажет Базиле после Софокла, написавшего трагедии «Акрисий» и «Даная»?

Сказочник окажется большим затейником по наполнению литературной емкости всякой всячиной, и в одну сказку нагонит событий столько, что их хватило бы не меньше, чем на три сказки.

Вот послушайте.

У несчастной вдовы Чеккареллы есть лежебока-сын Перуонто. Чеккарелла посылает лентяя за хворостом, а тот вдруг вопреки своему амплуа под палящим солнцем строит тенистый шалаш трём незнакомцам, неосторожно уснувшим на солнцепеке. За этот несвойственный ему труд он получит великолепное вознаграждение. Юноши – сыновья феи, награждают строителя даром исполнения желаний, три юноши в роли трех золотых рыбок. Вот вязанка хвороста везет Перуонто домой мимо королевского дворца (привет русскому Емеле от итальянского лентяя), вот меланхоличная принцесса Вастолла, впервые в жизни расхохоталась (привет Царевне Несмеяне). Но дальше, как говаривали сатирики, «Остапа понесло» – осмеянный Перуонто нашел экзотичный способ «обрюхатить» принцессу-насмешницу, он послал ей проклятие, она и забеременела.

Король обуреваем планом наказания строптивицы. Вастоллу и Перуонто с детьми заколачивают в бочке и бросают в открытое море.

Но обратится ли Перуонто к своему волшебному дару? Пора бы уже. Бочка превращается в корабль, а корабль во дворец. Сам волшебник становится красивым и благовоспитанным.

Вижу, как Базиле подкручивает усы, и думает, что делать с королем, – ему прекрасно известно, что Акрисия Гомер не пощадил.

И вот король до ночи на охоте, – беззаботный, он не побеспокоился о ночевке, и просится в случайно попавшийся на пути дворец. Заметим, дворцов в сказках неаполитанца, как грязи.

Дворец пуст, есть лишь два мальчугана, которые называют охотника дедушкой. Описание волшебного обеда и богатства утвари опустим. Утром все разъяснилось – к королю вышли Вастолла и Перуонто. Дочь просит прощения( как будто раньше не просила) за совершение «непорочного зачатия». Король прощает (видно, дворец приглянулся властителю). Празднества во дворце короля длятся по сей день.

История заразит и Александра Сергеевича. Как-то он отправится в Михайловское: «В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там» (Сказка о царе Салтане, 1831).

А ведь еще в 1824 году в письме брату Пушкин писал: «…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Первая версия плавания в бочке появилась у древних греков именно в поэме.

Базиле – герой самой странной биографии

Читаю Базиле и замечаю, как в своих сказках, нет-нет, да и выведет хитрец на белый свет злодейских королей, да королев. Да и принцы у него еще те перцы! В «Солнце, Луна и Талия», например, принц развлекся со спящей красавицей, как сегодня скажут, «воспользовался беспомощностью девушки» и «смылся». Аморален чародей донельзя, и создал его Базиле. Рыцарь без страха и упрека беспощаден к распутникам.

Занимая высокие посты в архитектуре неаполитанского общества, он вывел пороки сильных мира сего наружу, – прислушались? Если да, то не получили бы выскочку Муссолини на вершине власти. Сам Базиле не извлек много пользы от своих должностей. Когда он уволится, – вернется таким же бессребреником, каким был раньше.

Наемный солдат, офицер в войске Венецианской республики, придворный стихотворец, устроитель маскарадов князя Луиджи Карафа ди Стильяно, управляющий имениями у герцога Фердинандо, губернатор Авеллино, Аверсы, Джульяно. Вот кем был один из девяти детей малоимушего дворянина Джанджакомо его сын – Джамбаттиста.

Но история все расставляет по своим местам, Базиле остается в ней, как человек, который пережил трагедию гибели жены и маленьких детей, и в последний момент своей жизни написал книгу сказок, с острыми сюжетами и чудесным языком, написал так, что без малого четыре века мы хотим пересказывать эти сказки.

А нам пора посыпать голову пеплом: забыли Базиле, не читаем детям его сказку сказок, первооткрывателем сделали француза Шарля Перро, взявшегося за перо через 20 лет после неаполитанца. Ритуал совершим в церкви Санта-София городка Джульяно, где покоится прах Джамбаттисты Базиле.

О тайнах Андерсена мы рассказывали:

Ханс Кристиан Андерсен. Почему им написано так много грустных сказок?

О тайнах Алана Александра Милна рассказывали:

Ну вот, перед Вами Винни-Пух

О тайнах Джанни Родари рассказывали:

Чиполлино. Как биография писателя Джанни Родари повлияла на создание главного героя

Читайте наш канал