Найти тему
Who are we ?

Совершает ли Господь зло ? Часть 1: что является основой хорошего и плохого?

Должно быть, это самый часто задаваемый вопрос среди вступивших на путь познания Творца всего сущего. Целые тысячелетия человеческий разум пытается в полной мере объять сущность Бога. И истина в том, что она познается лишь посредством творений, в которых очень ясно и четко проявляются знамения Его.

И как много знамений на небесах и [на] земле! Проходят они мимо них, в то время как они от [размышления над] ними отвращающиеся! 12:105

Исходя из этого, и напрашивается данный вопрос. Одним из знамений его сущности может выступать и зло, которое люди творят. Люди порой бывают жестоки, алчны, эгоистичны, обманчивы, по отношению к другим людям, творят беззакония, ущемляют права, применяют насилие. Неужели все эти знамения свидетельствуют о том, что Господь является деспотом, невежей, обманщиком, плутом, творящим зло и забывшим о добрых делах ? Но истина такова, что это в корне неверно, ибо святой образ Бога далек от всего этого. Эти черты совершенно не присуще Ему. И те кто подобное утверждает, не познали такой атрибут Творца, как справедливость. Ведь, скажите, было бы несправедливо, если Бог наказывал бы нас за зло, совершенное нами по его собственной Воле. Так откуда же появляется зло? Чтобы ответить на это, нужно рассмотреть вопрос, являющийся корнем разногласий разных мыслителей по этому поводу. А именно, что является основой хорошего и плохого? Почему та или иная вещь является хорошей, а другая вещь является плохой? Почему убийства или ложь являются плохими деяниями, а благотворительность – хорошей, к примеру. То есть, что является источником этих особенностей? Почему то или иное деяние обладает одной особенностью, а другое совершенно иной? И вот в этом вопросе существует разногласия между различными мыслителями. Одни считают, что источником всего хорошего и всего плохого, то есть, причиной почему какое-то деяние является хорошим, а другое плохим, является исключительно закон Бога. То есть, только Он решает что есть хорошо, а что есть плохо, указывая на это, в ниспосланных людям, откровениях (Таурат, Забур, Евангелие, Коран). Например, Он говорит нам, что убийство является плохим поступком, и это так, исключительно потому что, Он так решил. Данная точка зрения ставится под сомнение рядом вопросов. А если бы Бог указал нам, что ложь является хорошим деянием, а честность – плохим? Приняли бы мы в таком случае завет Его? Наш разум нам подсказывает, что это свидетельствовало бы лишь о том, что Бог несправедлив и не обладает мудростью, ибо несправедливым является по отношению к нашим всечеловеческим моральным нормам, поставленное Им указание, а мудрость Его не была бы соблюдена по причине того, что заложенные в нас самих же добродетельные качества отвергали бы несправедливый завет. Рассмотрим же другую точку зрения, как по мне, являющаяся более правдивой и отвечающая на все критерии справедливости Бога. Это убеждение основывается на, обратном первой точке зрения, мнении. А именно на том, что деяние само по себе вне зависимости от того, что сказал о нем Бог, обладает этими особенностями. То есть, изначально поступки утверждены со своими особенностями. Ложь по своей сущности является плохой вещью, а честность – хорошей. Характеристика определена с самого начала существования объекта. Согласно этой точке зрения, даже если бы Бог не сказал об особенностях тех или иных поступков, то они не переставали бы быть хорошими или же плохими. Продолжим эту тему в следующей части…