Найти в Дзене
КиноНытик

Апокалипсис now: загадочный и неповторимый мир «Сталкера» Андрея Тарковского

Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», вышедший на экраны в мае 1980 года, стал последним творением режиссера, созданным в родной стране. В последние несколько лет своей жизни он Андрей Арсеньевич снимал в Европе совсем другое кино. «Сталкер» стал одной из творческих вершин режиссера, это сложное философское произведение со своим загадочным и неповторимым миром.

-2

Сюжет развивается в охраняемой заповедной Зоне, которая возникла за два десятилетия до событий, показанных в «Сталкере», после падения метеорита. Территория за военными кордонами и колючей проволокой не подчиняется земным законам, механика ее существования чужда тому, что происходит вокруг. У Зоны есть одна особенность, притягивающая людей – она может выполнить самое заветное и искренне выстраданное желание.

-3

В качестве литературной основы фильма Андрей Тарковский взял повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине», экранизировать которую было крайне сложно. Сценарий режиссер вместе с фантастами переписывал шесть раз, в итоге авторы очень далеко ушли от оригинала. Правки вносились уже в момент съемок.

Черновое название фильма – «Машина желаний», снимать начали в феврале 1977 года в пригороде Таллинна на берегу реки Ягала на разрушенной электростанции и вблизи целлюлозно-бумажной фабрики, убившая реку. Пейзаж этого места просто идеально подходил для Зоны.

-4

В фильме «Сталкер» три главных героя – Сталкер, Профессор и Писатель. Они отрпавились в Зону для долгих странствий, цель которых – познать себя, найти ту таинственную Комнату, которая осуществляет желания.

Главные роли в картине получили актеры, с которыми Тарковский уже работал – это Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Николай Гринько. Режиссер использовал авторские приемы для создания особой атмосферы мира Зоны и внутреннего состояния героев – монохромное изображение, минимальные склейки. Все это создает атмосферу территории отчуждения. Цель режиссера – показать, что Зона всегда рядом с каждым человеком.

-5

Критики высоко оценили «Сталкера», назвав его одним из самых сильных фильмов Тарковского, в котором чувствуется личный Апокалипсис каждого героя.