Одна из самых главных задач современного педагога - изучение личности каждого ученика. Это позволяет выявлять его индивидуальные особенности и потенциал. Изучение личности школьников помогает выявить трудности, которые могут возникнуть у них учебном процессе, своевременно организовать психолого-педагогическую поддержку. Кроме того, педагогам необходимо регулярно проверять, насколько хорошо ученики усваивают знания. Все эти задачи решаются с помощью педагогической диагностики.
Что такое педагогическое диагностирование, и каким оно бывает?
Термин "педагогическая диагностика" был предложен К. Ингенкампом в 1968 году и с тех пор стал широко использоваться. Он говорил о том, что педагогическая диагностика позволяет изучать учебно-воспитательный процесс, выявлять его факторы, условия и результаты для оптимизации и развития общества.
Мы рассмотрим диагностику как подход и диагностирование как процесс, важную часть практической педагогической деятельности. Диагностика, напомним, - это выяснение всех обстоятельств учебного процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление учебным процессом и достижение оптимальных результатов для данных условий.
Важно отметить, что диагностика имеет более широкий и глубокий смысл, чем простая проверка знаний.
Проверка просто констатирует результаты, не объясняя их возникновение. Диагностирование исследует результаты в связи с путями и способами их достижения, выявляет тенденции и динамику формирования продуктов обучения.
С оценками или без?
Контроль и оценка знаний и умений также являются частью диагностики. Эти компоненты сопровождают школу с ее зарождения, но все еще вызывают много споров. Много лет педагоги спорят о цели оценивания: должна ли оценка быть показателем качества и успеха ученика, или же должна показывать преимущества и недостатки системы обучения.
Ученый Я.А. Коменский отмечал, что оценка в школе имеет противоречивый характер и призывал педагогов использовать свое право на оценку разумно и справедливо. Важно, чтобы контроль сочетался с гуманным отношением педагогов к учащимся.
К.Д. Ушинский критиковал современные формы контроля и оценки. Он отмечал, что они подавляют умственную активность учеников. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учеников, остальные же просто ждут и теряют время. В такой ситуации ученик не может быть инициативным и интересоваться уроком.
В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как метод обучения должен иметь обучающую и развивающую направленность, сочетаться с самоконтролем и быть полезным для самого ученика.
В прошлом были предложены разные способы изменения школьного контроля. Но все они крутились вокруг одного вопроса: нужно ли использовать оценки в школах или обойтись без них. В мае 1918 года Народный Комиссариат принял постановление об отмене оценок. Вместе с оценками исчезли и экзамены. Вместо этого введены более простые методы учета успеваемости, такие как особые тетради учета, где записывались фамилии лучших и худших учеников. Также было внедрено «социалистическое соревнование». Но обучение без оценок и фактического контроля не дало результатов. Оказалось, что радость от получения знаний и врожденное желание учиться не являются достаточными стимулами для обучения.
В связи с этим появилась необходимость поиска новых способов стимулирования учебной работы учащихся. В системе диагностирования оценка стала новым средством стимулирования. В первую очередь, результаты диагностирования, где могут быть использованы оценки, способствуют самоопределению личности. Это важный фактор в условиях конкурентного общества. Кроме того, оценка, в сочетании с принципом добровольности обучения, стала способом рационального определения личного рейтинга, то есть показателем значимости человека в обществе.