Найти тему
Наталья Баева

Парнасский гость

Рифмовать - это легко и весело. Это сразу сделает тебя душой компании. А вот будут ли твои рифмы интересны кому-нибудь кроме "своих" - большой вопрос. А уж увидеть экспромты напечатанными - нечего было и мечтать! По крайней мере до 1990 года.

Рубежный год, когда печатать можно стало ВСЁ. Пусть на папиросной бумаге, без оформления и мини-тиражами, но - всё. Сладкий сон книголюба, сбывшийся наяву!

Вот тогда и оказалось, что "поэт Валентин Гафт" - не легенда. Кое-что из приписываемых ему стихотворений сочинил действительно он, звезда "Современника" и любимец Эльдара Рязанова. Выход в свет тоненькой книжки стал для самого автора сюрпризом, но сюрпризом приятным.

Даже предисловие написал, пояснив, что своих героев любит и ценит, а смеялся над ними только в узком кругу. Но ведь над неизвестными - бесталанными и смеяться бы не стоило!

-2

Переосмысливая заново / Картины Элика Рязанова,

Скажу: талант его растёт./ Как и живот. Им нет предела.

Но вырывается вперёд / Его талантливое тело!

-3

Державин Ширвиндта заметил, / Благословил, но в гроб не лёг.

Им равных не было в дуэте, / Их превзойти никто не мог.

Нет их смешнее и добрее, / Всё, что ни сделают - олл райт.

Вот дружба русского с евреем. / Не то что ваши "блек энд вайт"!

Савелий Крамаров
Савелий Крамаров

Теперь он не косит, а смотрит прямо / На родину свою издалека.

Не думаю, что стал умнее там он, / Но мы ценить умели дурака.

Быков Ролан
Быков Ролан

Ему бы в сборную по баскетболу: / Какой-то чёрт сидит в нём, бес.

Всего-то два вершка от пола - / Но звёзды достаёт с небес!

Зиновий Гердт
Зиновий Гердт

О, необыкновенный Гердт! / Он сохранил с поры военной

Одну из самых лучших черт: / Коленно-он-непреклоненный!

Михаил Боярский
Михаил Боярский

Ну что ты, Миша, так орёшь, / Давно ограбленный еврей?

Ты д*Артаньяна не тревожь: / Он - дворянин, а ты - плебей.

Далеко не все эпиграммы благожелательны, и поводов для обид коллеги находили сколько угодно! Казалось бы - отплатите той же монетой? Боязно...

На Гафта? Эпиграмму? Ну уж нет!

Ведь от него же никуда не скроешься.

А Гафт, хоть он актёр, а не поэт,

Так припечатает, что не отмоешься…

Это Александр Иванов, штатный юморист "Литературной газеты".

А иная миниатюра - ничуть не эпиграмма, потому что не смешно.

Аркадий Райкин
Аркадий Райкин

Когда смеёмся мы - он плачет, / Под маской мы не видим слёз.

Нет, он совсем нас не дурачит, / Он с нами говорит всерьёз.

И стало страшным то смешное, / Чем развлекал нас в тупике

Великий Шут времён застоя / С седою прядью в колпаке.

Застой и слёзы? Да, в книжке отдана дань иллюзиям перестройки, надеждам и отрицанию. Кто помнит знаковый фильм "Покаяние", тому ничего объяснять не надо:

"Душили слёзы и брало отчаянье, / Но становилось на душе светлей.

Спасибо, Грузия, за Покаяние, / За то, что дожили до этих дней!"

И всякие там "долг" и "Родина" - это что и зачем?

"Выполнив гражданский долг, / Пал на землю храбрый полк.

Перед Родиной долгов / У нас больше, чем полков".

Но потеря цели и смысла - это страшно. Иногда спасает юмор:

Будущее.

Оно всегда к себе манящее, / Находится не за горами.

Давай, испортим настоящее - / И будущее будет с нами!

Трагедия.

Платок потерян и браслет,

Нет Дездемоны, Нины нет,

Сошел с ума Арбенин, и Отелло

Кинжалом острым грудь себе рассек.

Несовершенен человек,

Хоть Ум есть, и Душа, и Тело,

И есть Язык, и Слово есть,

И, к сожалению, возможно

Попрать Достоинство и Честь

И Правду перепутать с Ложью.

И размышления о свободе, ради которой не пожалели страны, наполняются безысходностью:

Свободны во тьме тараканы,

Свободен мышонок в ночи.

Свободны в буфете стаканы,

Свободно полено в печи.

Но свет я зажег — тараканы

Хрустят под моим каблуком.

А кот мой смертельные раны

Наносит мышонку клыком.

В стакан наливается водка,

Бревно согревает мой дом.

Потом надрывается глотка:

"Зачем мы на свете живем?!"

Старый мудрый артист не находил ответа. Но он был человеком состоявшимся - а его дочь, его красавица Оля состояться так и не смогла. Повесилась, не понимая, зачем и для чего жить.

Ах, если бы она была жива! / Я всё бы отдал за неё, всё бросил.

Слова, слова, слова, слова, слова... / Мы все их после смерти произносим!

Закрой глаза, грудь полную вдохни, / И мысленно ей улыбнись.

Нет, это не шаманство.

Пусть на щеке слеза, / ты крыльями взмахни -

И улетишь в то самое пространство.

Рифмованные мысли становились поэзией самой настоящей. Не такой, которая пугает своим абсолютным совершенством, а такой, какую прочтёшь - и мысленно воскликнешь: "Ведь и я так могу!" И попытаешься. И получится.

Но взяв в руки отпечатанную книжку своих стихов, Валентин Гафт сказал:

- Если бы я знал, что это напечатают... я бы никогда и ничего не написал!

-9