В истории войн немало сражений заканчивалось с ничейным результатом, когда победителя или побеждённого определить невозможно.
Самый для нас известный пример — это Бородинская битва. Есть и другое сражение, менее известное широкой публике — при Прейсиш-Эйлау, которое ещё больше подходит под определение ничейного, даже больше чем Бородинское. В отличие от Бородинской битвы, после сражение при Прейсиш-Эйлау, никто и не заявлял о своей победе.
Говорят, что сражение может кончиться вничью, но войн с ничейным результатом не бывает. Я вот не очень согласен с таким утверждением. Собственно, ведь чёткого определения ничейному результату на войне нет — это не футбол или хоккей. Поэтому, по аналогии с Бородинским сражением можно сказать, что и война Советского Союза с Финляндией закончилась в 1940 году вничью. Во всяком случае, я бы затруднился назвать в ней победителя. Хотя в советское время нас умудрились приучить к успешному результату той войны, в который некоторые умудряются верить, но достаточно посмотреть реакцию нашего военного и политического руководства на итоги войны, которые есть в общедоступных документах.
Но давайте попробуем поискать операции войны Великой Отечественной, которые бы можно было посчитать ничейными. Мне кажется, это более интересно.
Если начать рассматривать с года 1941, то мне для рассмотрения приходит на ум только боевые действия под Ростовом-на-Дону. Если рассматривать в целом, а не как это принято в советской историографии — две отдельных операции, наступательную и оборонительную, то получается, что все остались примерно при своих. Сначала немцы сделали рывок и сходу аж Ростов взяли. Но потом сразу отступили на исходные.
Если взять карту, на которой нанесены все боевые действия — немецкое наступление и наше, то как раз вроде и получается ничейный результат. Если сравнить с хрестоматийным примером Бородинской битвы, то схожего очень много. Особенно если по времени более широко рассматривать, то ведь немцы и Ростов в итоге взяли, и намного дальше прошли.
Впрочем, с Ростовской операцией пример не самый удачный — всё-таки вспоминается она всегда как наша славная победы, так что не будем посягать.
Давайте лучше рассмотрим многочисленные наступательные операции Красной Армии в 1942-1944 году. Где, как на Ржевском выступе наши войска наступали, несли потери, но прорвать оборону немцев не могли. В лучшем случае отодвигали немцев на несколько километров, освобождая несколько деревень. Таких операций, кроме Ржевской битвы у нас на тот период подавляющее большинство. Поскольку победными результаты, хоть под Ржевом, хоть под Демянском, хоть в других местах, назвать точно не получается, то выбор между поражением и ничейным результатом.
Вот только как этот выбор делать не всегда понятно. Вернёмся к Бородинской битве. Целью Наполеона был разгром русской армии. Целью Кутузова — русскую армию сохранить, отбив наступление французов с минимальным для нас уроном.
Наполеон своей цели точно не достиг, так что его в победители не пишем. Кутузов, вроде бы поставленную задачу решил… вот разве что говорить о минимальных потерях не получается, урон русской армии был нанесён огромный. И пытаться повторить сражение было бы самоубийством.
Теперь давайте куда-нибудь, чтобы не под Ржев, то под Демянск или на Синявинские высоты. Наши войска идут в наступление, но немецкая обороны выдерживает удар, и все остаются на своих местах. Кроме десятков, а то и сотен тысяч погибших и раненых.
Как этот результат оценивать? Как наше поражение или как ничейный результат?
С одной стороны, вроде действительно ничья. Но если учесть, что наступающие войска понесли потери, в результате которых практически потеряли боеспособность и их нужно восстанавливать или менять, то это уже ближе к поражению. И остаётся лишь радоваться тому, что противник не собирается переходить в контрнаступление, в силу полной бесперспективности этого занятия.
Наверное, наиболее подходящий случай для ничейного результата, это последнее наше наступление под Ржевом. Когда немцы решили отступить, а наши получили задачу не дать немцам вырваться из потенциального «котла». Немцы всё-таки ушли, но и победой их отступление назвать же тоже нельзя. Вроде получается ничья. Схожа ситуация под Ельней в 1941 году, но… опять же, как с Ростовом, поищем другие примеры.
Собственно, как можно убедиться, точно определить, что относить к поражению, а что к ничьей, однозначно очень сложно.
Я хотел бы эту заметку предложить скорее, как тему для дискуссии, с тем, что кто-то может привести более подходящие примеры.
Ну а пока могу лишь предложить продолжить чтение, например, почитать мою старую статью: