Найти в Дзене

А надо ли учить детей читать до школы?

Это не мой вопрос вам. Этот вопрос задают мне в разных формах родители дошкольников с завидным постоянством вот уже 30 с лишним лет.

Итак, отвечаю:

Надо. Вопрос: КАК? Теперь подробней:

1. По-школьному, т.е. через звуко-буквенный анализ, малышей до семи лет учить читать действительно нельзя.

Дело в том, что в программе детского сада согласно ФГОСам нет задачи научить читать, т.е. педагоги не обязаны этого делать. И это неспроста. Мозг дошкольника сильно отличается от мозга более старшего ребёнка и тем более взрослого. Он настроен на впитывание информации как губка через подражание источнику, помноженное на самостоятельное действие. Таков природный механизм развития детей этого возраста. Они рождаются не с логикой взрослых, а с огромным арсеналом природных механизмов для самостоятельного познания этого мира.

Зато в программе детского сада, нулевых классов школ и многих центров развития есть знакомство с буквами и звуками. Дети к школе должны знать буквы и различать на слух звуки в словах. И в этом кроется главная засада, поскольку потом их ждёт достаточно сложный алгоритм действий, уводящий ребят от смысла прочитанного в мир представлений взрослых по поводу того, как устроена фонетика и грамматика русского языка.

Это похоже на рассказ об истории часов в ответ на обыденный вопрос "который час?"...

А дошкольникам важно просто научиться читать так, как это делали миллионы детей ДО того, как в детский сад спустили знания о фонетике. "Раскачка фонематического слуха" (Ясюкова Л.А.) по сути есть выдранное звено из цепи, данное не в то время, не в том месте и без надобности, зато гарантирующее архисложный выход в грамматику в дальнейшем и вполне оправдывающее жуткое количество часов этой дисциплины на душу каждого ученика.

Спасает положение тот факт, что большинство детей к школе уже так или иначе умеют читать. И учатся они благодаря своей безграничной непроизвольной памяти, а не мыслительному алгоритму:
1. перечисление букв-звуков в словах,
2. последующее слияние в слоги,
3. последовательное воспроизведение слогов,
4. узнавание в получившемся слове смысла,
5. перечисление слов в предложении до понимания значения фраз...

Обучение этому алгоритму, конечно, решается и довольно успешно. Вопрос: какими силами и зачем?
По сути это сизифов труд для учителей и родителей и сильно усложняющий жизнь детям.

А тем, кто уже легко и быстро научился читать, ставится "диагноз": "Ах, опять это раннее развитие...", с которым приходится "работать", т.е. переучивать с простого на крайне непродуктивный и сложный.

Видимо, поэтому и рождается вопрос у родителей: а надо ли учить читать детей до школы?

Ох, уж это "раннее развитие"... Ведь не должны дети так легко учиться читать!
Ох, уж это "раннее развитие"... Ведь не должны дети так легко учиться читать!

2. Ещё "по-школьному" — значит, соблюдая дисциплину и выдержку. Готовя к школе, мы учим усидчивости, вниманию, концентрации на учителе... И начинаем это делать задолго до школы. В итоге школьная программа, вместо того чтобы опираться на механизмы, заложенные самой природой в каждого ребёнка (любознательность, двигательная активность, потребность в признании каждого уникальным, в игре с друзьями 24/7, в исследовании этого мира и мн.др.), убивает их, чтобы спустя совсем небольшое количество времени начать героическую работу по мотивации к учебной деятельности...

Дети, обученные читать и считать на занятиях по методике Зайцева, привыкли жить играя, претворяя новые навыки в свою жизнь. И в школе они тоже привычно ищут жизненный или игровой (что для них одно и то же) смысл во всём и... находят.
Мне показывали записки, с помощью которых наши выпускники 7-летки "переписывались" друг с другом во время урока в школе. Самое удивительное, что в записках были нарисованы
схемы слов и предложений, в которых был зашифрован текст!
Но мы на занятиях по методике Зайцева не учили ребят звуко-буквенному анализу! Он противоречит её концепции. Дети о нём узнали только непосредственно в школе.

Оказывается, наши бегло читающие выпускники этот способ записи текста легко "схватили" с первого урока, поскольку классификация букв была им хорошо знакома ещё со времён игр в кубики и таблицы, с которыми они занимались ранее. Ведь те и так содержат всю нужную информацию (гласные-согласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные...), и она прошла через все возможные органы чувств. Заметьте, не логики, а чувств!

Первоклашкам так понравилось свои старые знания и стойкие навыки воплощать в жизнь по-новому в цветной рисунок, что те легли на бумагу в виде схем слов и предложений! Ребята сами придумали эту игру и стали играть в неё друг с другом прямо на уроке!

Вот этот показатель "неубиваемости" детского оптимизма и творческого отношения к жизни и стал гарантией успеха наших выпускников в любых обстоятельствах!

А ещё это стало головной болью учителей-приверженцев жёсткого следования планам уроков, потому как переступить через программу, переставив местами её элементы, поддержав в детях истинную ИГРУ (их свободу в "поиске и выборе" по Н.Зайцеву), педагогам невероятно трудно. И они вынуждены, не разобравшись, придумывать длинные минусы методике... Хотя следование за детьми, а не за программой в их головках, автоматически раскрывают талант педагога и познавательные способности детей, развивают способы восприятия, интересы здесь и сейчас.

Когда знания наглядно представлены в системе и нет педагогического давления, то о дисциплине думать не приходится — только успевай подбрасывать новые игры и наблюдать за открытиями ребят!

Каков же следует ответ на задаваемый родителями вопрос? Обязательно надо!

Учить дошколят "по-школьному" (через знание букв и звуков, слияние согласного с гласным, фонематический анализ слов и т.п., а также подачу готовых знаний, полученных из учебников за партами) действительно нельзя. Я бы, если честно, и в школе этого не делала...

А вот, следуя их природе, с опорой на зрительное и звуковое запоминание складов, слов и фраз, в многочисленных играх с кубиками, таблицами и др. пособиями, в пении и даже беготне — обязательно надо!

Настоятельно рекомендую послушать фрагменты лекции Ясюковой Л.А. об истории попадания звуко-буквенного анализа в программу детского сада и влиянии его на навык осмысленного чтения и грамотность при письме.

***************************

- Наши группы на ВК "Чтение, письмо и математика для дошкольников" и "Любимый русский по Зайцеву" для школьников.

- Чат в Телеграм.

- Платная подписка на Бусти с конкретными секретами методики.

- Запись на просмотр вебинара и онлайн-курс по обучению чтению, письму и математике дошкольников.

- Запись на просмотр вебинара и онлайн-курс по грамматике русского для школьников.