В начале 20-го века Иран переживал смутные времена. Множество сохранившихся феодальных пережитков серьезно мешали развитию. В экономике полностью господствовали иностранцы: Российская и Британская империи фактически разделили страну на сферы влияния. К тому же, случилось несколько неурожайных лет, что привело к вспышкам голода.
Тогдашний правитель Мозафереддин-шах Каджар вел экстравагантную жизнь. Что бы иметь на это средства, он отдавал иранские ресурсы во владение западных концессий и занимал крупные суммы денег у Николая II на свои европейские путешествия. Это тот самый человек получил известность из-за своего якобы гарема, составленного из актеров, переодетых в балерин.
В то время иранцы уже не были чисто восточными консервативными людьми. Многие из них получали образование в Европе, в том числе, и в России, и открыто требовали перемен. В 1906-м году под давлением непрочного союза духовенства, аристократии, крестьян и интеллигенции Мозафереддин-шах был вынужден подписать предложенную конституцию и созвать парламент, которые существенно ограничивали его личную власть. А через пару месяцев скончался от сердечного приступа.
Люди надеялись, что его преемник будет править лучше. Но, к сожалению, на троне оказался еще более неподходящий человек. Мохаммад Али-шах Каджар стал шестым и предпоследним представителем своей династии. Именно его иранцы считают главным виновником падения своей монархии, хотя правил он всего два года и после него было еще несколько шахов. Просто потому, что дальше система работала все хуже и хуже из-за не проведенных в нужный момент реформ. Также, он является предпоследним шахом-азербайджанцем и последним монархом, который не опирался на те или иные партии, а реально правил. Ну, точнее, развлекался, а управляли страной подотчетные лишь ему одному министры.
Его права на трон были не очень весомыми. У Мохаммада Али-шаха имелся старший брат, который, однако, не считался наследником, т.к. был рожден не от знатной женщины. Также, его конкурентом являлся дядя Массуд Мирза Зелл-э Солтан, который имел славу опытного администратора и политика.
Поэтому до своей коронации молодой принц поддерживал реформаторов и сторонников конституции, а они поддерживали его. Хотя, кандидатура была достаточно сомнительной. Мать наследника получила репутацию одной из наиболее распутных женщин своей эпохи. А ее влияние на сына многие люди считали чрезмерным. Тем не менее, будучи тридцатипятилетним мужчиной, в 1906-м году он сел на трон безо всяких препятствий.
Вскоре иранцы узнали, какая это специфическая личность. Благодаря маме, он стал очень суеверным человеком, и был склонен принимать важные политические решения на основе гаданий. На Ашуру, священный праздник шиитов, он иссек себе голову стальными гвоздями так, что потерял сознание. Но затем очнулся, и выпил столько вина, что не узнавал никого вокруг.
Когда пришли вести, что в Тебризе из-за голода люди ели траву, а в главной мечети Исфахана начались беспорядки, он смеялся над этим, и провел весь день с одной из своих четырнадцатилетних родственниц. Слухи о кровосмесительной связи с девушками из каджарской династии преследовали его всю жизнь.
Как и его отец – страстный поклонник балета, Мохаммад Али-шах был увлечен Россией. Одним из его учителей был крымский караим Сергей Маркович Шапшал, которого русские считали авантюристом и интриганом. Благодаря российской военной и дипломатической поддержке, после воцарения конституция была отменена, а меджлис стал чисто совещательным органом.
Но затем ситуация накалилась, сторонники конституции и самодержавия начали друг против друга необъявленную войну. В конце концов, парламент был подвергнут обстрелу Персидской казачьей бригадой, в которой служили, главным образом, местные азербайджанцы под управлением русских офицеров. Революционеры совершили на шаха неудачное покушение.
Центром сторонников конституции стал Иранский Азербайджан, как наиболее развитый и сплоченный регион страны. В то время Тебриз поднял восстание и основал народное правительство, но был взят штурмом регулярной армией. Впрочем, это не улучшило ситуацию, и в конце весны 1909-го года из разных городов Ирана к столице начали стягиваться повстанческие войска. Азербайджанцы тогда объединились с бахтиарами – одним из последних кочевых племен, что интересно, иранского, а не тюркского происхождения.
Шах укрылся в российском посольстве, а потом был вынужден переехать в нашу страну. Царь подарил ему дворец в Одессе, где в дальнейшем был разбит сад в иранском стиле. В 1911-м году с участием верных людей, русских добровольцев и иранских монархистов Мохаммад Али-шах пытался вернуть власть, которая номинально перешла его сыну. Но революционеры, что управляли от имени мальчика, сумели разгромить эту непрочную армию.
Шах оставался в России до революции, а затем перебрался в Италию. После него каждый правитель Персии ушел из жизни в изгнании.