Ашура – это исламский памятный день, который у шиитов считается днем скорби. Во время него вспоминают расправу над внуком пророка Мухаммеда – Хусейном ибн Али. В шиизме этот человек называется единственным достойным наследником своего деда и истинным лидером уммы. При его жизни шииты представляли из себя слабо оформленную оппозицию арабским халифам. Но в дальнейшем стали мощным движением, к которому примкнуло значительное количество мусульман. Поэтому Ашура – своего рода, шиитский «день независимости».
За пределами шиитских стран этот день известен самобичеванием и телесными повреждениями, которые верующие наносят себе в религиозном экстазе. Но это только его самая заметная, внешняя сторона.
Вообще, Ашура имеет доисламское происхождение: когда Мухаммед вместе со своими спутниками переселился в Медину, он увидел местных иудеев, постящихся в честь перехода Моисея через воды Красного моря. Пророк заявил, что его сторонники ближе к Моисею, и повелел мусульманам держать пост в этот день. Праздник назвали Ашура («десять») по той причине, что он был установлен 10-го числа месяца мухаррам. Но через много лет в тот же день случились другие события, благодаря чему эта дата получила совсем иное наполнение.
Поскольку основатель ислама не оставил после себя преемника, первые халифы избирались советом из числа достойных людей. Но в 661-м году власть захватил Муавия, ставший основателем династии Омейядов. Им был заключен договор с родственниками Мухаммеда: правитель обязался не назначать преемника – предполагалось, что в дальнейшем халифа определят с помощью выборов. Потомки пророка, лидером которых был Хусейн ибн Али, согласились на это с целью избежать гражданской войны.
Но Муавия нарушил данное обещание, и назначил наследником своего сына Язида. Тот, после того, как сел на трон, отправил войско против сторонников Хусейна. Небольшой отряд, который составляли всего 73 мужчины и их жены и родственницы, халифская армия перехватила в ста километрах к юго-западу от Багдада.
Как и первые мусульмане, не боявшиеся малыми силами выступать против язычников, люди Хусейна оказали упорное сопротивление. А он сам лично отправил на небо несколько нападавших. Но перевес в числе был настолько велик, что очень скоро сражаться уже было некому. Тем не менее, никто не хотел поднимать на потомка пророка оружие – все боялись, что их станут называть убийцами Хусейна. Чтобы это случилось, командующему пришлось серьезно надавить на своих людей.
Вопреки всему, ликвидация наследника пророка не привела к укреплению Омейядов. Напротив, возмущенные мусульмане объединились – так и появился современный шиизм. Это привело к цепи событий, благодаря которым династия была свергнута, и ко власти пришли Аббасиды. На месте битвы в дальнейшем возник иракский город Кербела.
Шииты, которые всегда составляли меньшинство в исламском мире, установили в честь битвы при Кербеле день памяти. Он символизирует их решительность противостоять беззаконию и несправедливости так, как это делал имам Хусейн. По причине совпадения дат, этот день получил название Ашура, поглотив установленный Мухаммедом праздник. На западе его иногда называют Шахсей-вахсей, поскольку во время шествия шииты выкрикивают горестные возгласы: «Шах Хусейн, вах Хусейн!» («владыка Хусейн, о, горе Хусейну!»)
Традиционно это событие отмечают так. Собирается большая процессия, впереди которой идет мулла, который пересказывает все, что Омейяды сделали с Хусейном. За ним несут гроб или то, что его символизирует, увешанное тканями с надписями. Дальше идут мужчины в рубахах или без них, которые стегают себя занджирами. С персидского языка это слово переводится, как «цепь». Иногда она представляет из себя плетку с цепями, иногда вместо цепей используются лезвия ножей или даже гвозди.
Традиционным с это время является путешествие к святым местам и раздача милостыни. Многие отправляются в паломничество в Кербелу, и шииты, которые его совершили, получают право использовать приставку к имени «кербели», как совершившие хадж именуются «хаджи». В 2016-м году к гробнице Хусейна приехало 25 миллионов шиитов со всего света – это, как минимум, в шесть раз больше, чем бывает паломников в Мекке.
В это время готовят традиционное блюдо хедик, в которое входят пшено, чечевица, горох и другие виды бобовых и злаков. Это является напоминанием о том, как халиф морил имама и его людей голодом, не позволяя им найти еду и даже набрать воды из Евфрата. Тогда одна женщина собрала речные камни и сделала вид, что готовит, чтобы успокоить детей. Через несколько часов Аллах превратил эти камешки в зерна.
Уже много лет назад люди стали считать чрезмерными повреждения, которые шииты наносят себе на Ашуру. Так появилась традиция бить себя в грудь кулаком, вместо того, чтобы пользоваться занджиром. Тем не менее, в Азербайджане есть немало сторонников традиций. А в России их соблюдают в дагестанском селе Мискинджа.
Несмотря на все ограничения, процессии с самобичеванием на Ашуру устраивали и в советское время. В них участвовали даже некоторые чиновники и коммунисты. В современном Азербайджане, не имея возможности окончательно искоренить занджир, стараются ввести практику добровольной сдачи крови. Но шахсей-вахсей в классическом стиле все равно иногда случается.