Записка отдела культуры ЦК КПСС (19 декабря 1960 г.).
«Считаем необходимым доложить ЦК КПСС о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров. (...)
... в практике кинопроката и кинообслуживания населения имеют место крупные недостатки. В киносети страны получили непомерно большое распространение фильмы капиталистических стран. В результате внимание широкого круга советских людей приковывается к темам и идеям, далеким от наших задач в идеологической работе и нередко противоречащим этим задачам.
В 1959 году на экраны страны было выпушено 103 советских и 102 зарубежных фильма, из них 30 фильмов производства капиталистических стран. За 11 месяцев 1960 г. выпущено 88 советских фильмов и 98 зарубежных, в том числе 50 — производства капиталистических стран. Некоторые кинофильмы капиталистических стран имеют известную художественную и познавательную ценность, раскрывая в той или иной степени противоречия буржуазного общества.
Покупка фильмов в капиталистических странах помогла советским внешнеторговым органам реализовать за рубежом многие советские фильмы. Однако нельзя признать правильным, когда буржуазные фильмы печатаются массовыми тиражами, независимо от их художественного качества и социального содержания, демонстрируются во всех без исключения кинотеатрах страны.
Следует отметить , что с начала 1960 г. органы кинопроката Министерства культуры СССР несколько сократили тиражи фильмов капиталистических стран. Однако и сейчас количество копий большинства буржуазных фильмов не уступает средним тиражам советских фильмов и намного превосходит тиражи кинокартин социалистических стран.
Кинопрокатные организации по-прежнему устанавливают тиражи фильмов капиталистических стран, руководствуясь главным образом коммерческими интересами, упуская из виду идеологическую сторону дела. В результате более высокими тиражами выпущены в прокат как раз те американские, английские и французские кинокартины, в которых в приукрашенном свете показывается буржуазный образ жизни.
Тиражи таких буржуазных фильмов, проникнутых неприемлемыми для нас идеями, как ≪Римские каникулы≫ — 1157 копий, ≪12 девушек и один мужчина≫ — 1304 копии, ≪Мистер Питкин в тылу врага≫ — 1350 копий, ≪Бабетта идет на войну≫ — 1367 копий, превышали тиражи ряда советских кинокартин и фильмов других стран социалистического лагеря, имеющих серьезное идейно-художественное значение.
Из выпускаемых ежемесячно 16—18 кинокартин 4—5 фильмов из капиталистических стран. В сентябре с.г. тираж двух буржуазных фильмов (1150 и 1350 копий) превышал тиражи выпущенных в этом же месяце удачных советских фильмов и кинокартин других социалистических стран.
Фильмы капиталистических стран печатаются не только на широкой, но и на узкой пленке и таким образом попадают на экраны почти всех без исключения кинотеатров и сельских кинопередвижек страны.
Круг показа фильмов буржуазных стран ничем не ограничен, что наносит ущерб делу правильного воспитания советских людей. (...)
За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в среднем просмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалистического лагеря — 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран — более полумиллиона человек.
Характерно, что наиболее крупные киноплощадки города использовались в основном для демонстрации фильмов буржуазных стран. Летом текущего года в Москве на стадионе ≪Динамо≫, во Дворце спорта и Малой спортивной арене стадиона им. Ленина в Лужниках, в Зеленом театре парка им. М. Горького демонстрировались главным образом фильмы капиталистических стран, преимущественно американские и английские.
Из 2 430 тысяч зрителей, посетивших киносеансы на этих площадках, 2 407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы. Американский фильм .≪Римские каникулы≫ только на двух крупных площадках был показан 40 раз, и его просмотрело 250 955 человек. В то же время для советских фильмов было организовано всего 19 сеансов.
Руководители кинотеатров нередко снимают с экрана советские идейно-значительные фильмы, как только посещаемость их снижается до 80—90 процентов. В то же время на экранах в течение длительного времени демонстрируются фильмы капиталистических стран.
Так, в Москве в кинотеатре ≪Центральный≫ хороший советский фильм ≪Баллада о солдате≫ демонстрировался 5 дней, удачные фильмы ≪Мичман Панин≫, ≪Колыбельная≫, ≪Все начинается с дороги≫, ≪Простая история≫ демонстрировались по 7 дней, а слабые в художественном отношении буржуазные фильмы ≪Путешествие Синдбада≫ — 21 день, ≪Римские каникулы≫ — 12 дней, ≪Любовь с первого взгляда≫ — 14 дней. В кинотеатре ≪Колизей≫ 21 советский фильм демонстрировался 162 кинодня, а 17 буржуазных фильмов —163 дня. В Ленинграде французский фильм ≪Колдунья≫ просмотрели 1457 тыс. человек, ≪Путь в высшее общество≫ —849 тыс. человек, ≪Любовь с первого взгляда≫ —831 тыс. человек, а наши хорошие фильмы ≪Баллада о солдате≫ и ≪Колыбельная≫ были на экране 2— дня. В г. Вильнюсе австрийский фильм ≪Двенадцать девушек и один мужчина≫ демонстрировался ежедневно на 15 сеансах, английский — ≪Адские водители≫ —на 5 сеансах, а советский фильм ≪Сережа≫, получивший первую премию на международном фестивале, демонстрировался всего лишь на двух сеансах.
Такое же явление наблюдается во многих других городах страны. В Калинине фильм ≪Сережа≫ шел 209 сеансов, ≪Баллада о солдате≫ — 171 сеанс, а австрийский фильм ≪12 девушек и один мужчина≫ —212 сеансов, ≪Римские каникулы≫ —216 сеансов. В крупнейшем кинотеатре г. Сталино три фильма капиталистических стран демонстрировались в октябре с.г. на 262 сеансах, в то время как советские кинокартины ≪Простая история≫ и ≪Домой≫ лишь на 130 сеансах. В панорамном кинотеатре города, имеющем 900 мест, в течение месяца демонстрировались 4 буржуазных кинофильма и лишь одна наша кинокартина.
Нередко работники кинофикации и кинопроката пытаются оправдывать неправильную практику работы тем, что якобы только заграничные фильмы позволяют им выполнять финансовый план. Но это не так. Во-первых, опыт кинотеатров страны показывает, что там, где работники кинопроката правильно понимают свои задачи, умело планируют кинофильмы, — там с успехом выполняется финансовый план без увлечения показом буржуазных фильмов. (…)
Киностудии страны выпускают еще много слабых, посредственных кинофильмов. Такие фильмы, как ≪На повороте≫, ≪Шквал≫, ≪Григорий Сковорода≫, ≪Сын Иристона≫, ≪Дорога уходит в даль≫ и ряд других посетило всего от 3 до 5 млн человек (в то время как лучшие фильмы посещает от 20 до 40 млн зрителей).
Совершенно не удовлетворяется интерес советских зрителей к жизнерадостным кинокомедиям, музыкальным фильмам. Не случайно даже средние по своему качеству кинокомедии ≪Ссора в Лукашах≫, ≪Годы молодые≫ посетило 30—35 млн человек.
Репертуарные планы киностудий тематически однообразны и не учитывают потребностей зрителей в фильмах, различных по тематике и жанрам. Нуждается в серьезном изучении и практика планирования доходов от кино.
Совершенно необходимо, чтобы Министерство культуры СССР, ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы КПСС приняли решительные меры для устранения недостатков в работе кинотеатров, ликвидировали увлечение показом буржуазных фильмов.
Министерство культуры должно значительно сократить тираж фильмов капиталистических стран и число кинотеатров, в которых следует прокатывать эти фильмы. Комиссия по отбору фильмов капиталистических стран для показа в наших кинотеатрах должна отбирать такие картины, в которых наиболее правдиво отображается современная буржуазная действительность.
Исходя из вышеизложенного, Отдел культуры просит ЦК КПСС рассмотреть вопрос о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров. Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д.Поликарпов, Зав. сектором Отдела В.Баскаков, Инструктор Отдела Н.Орехова.
Источник: Идеологические комиссии ЦК КПСС 1958-1964. М.: РОССПЭН, 1998. С. 258-262.