В ГОДЫ Великой Отечественной войны на Северном флоте было широко известно имя заместителя командира 3-й авиаэскадрильи 24-го минно-торпедного авиационного полка капитана Василия Николаевича Киселёва. Он слыл мастером бомбовых и торпедных ударов. С первого дня войны по 25 апреля 1943 года Киселёв произвёл 180 боевых вылетов, 79 из которых совершил ночью. Им были потоплены подводная лодка и 4 транспорта общим водоизмещением 33 тыс. т. Несмотря на свой большой боевой опыт, Василий Николаевич никогда не переставал учиться. Командование поручало ему наиболее ответственные задания по разведке, и это доверие лётчик всегда оправдывал. Однако особенно широкую известность получил он в период службы в минно-торпедном полку. Действуя в суровых условиях Заполярья, Киселёв показывал образцы храбрости, решительности и отваги.
Ему, как и другим лётчикам минно-торпедного полка, приходилось преодолевать сильное противодействие противника. Немецко-фашистское командование принимало постоянные меры по усилению защиты своих морских коммуникаций. Для проводки каждого конвоя оно выделяло значительные силы кораблей и авиации. Североморцам приходилось, прежде чем произвести торпедную атаку, преодолевать сильную противовоздушную оборону противника.
Первую свою торпедную атаку капитан Киселев осуществил 14 января 1943 года. В тот день воздушная разведка обнаружила в районе Варде конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения, в том числе двух миноносцев Прорвавшись сквозь завесу огня кораблей и береговых батарей, морской лётчик потопил транспорт водоизмещением 7000 т. Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов и командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант авиации С. Ф. Жаворонков поздравили Киселёва с боевым успехом. А через две недели он одержал вторую победу, потопив торпедным ударом транспорт водоизмещением 9000 т.
28 марта североморские лётчики разгромили вражеский конвой в Сюльте-фьорде, потопив три транспорта. Один из них взорвался и пошёл ко дну от торпеды, пущенной экипажем капитана Киселёва.
Командование, партийная организация полка тщательно и глубоко изучали передовой боевой опыт, обобщали его и делали достоянием всего личного состава. Так, на партийном собрании 3-й авиационной эскадрильи 23 апреля был заслушан доклад одного из лучших лётчиков полка капитана В. Н. Киселёва о его боевых вылетах. В решении собрания коммунистам, всему личному составу было предложено тщательно изучить опыт капитана Киселёва и всё лучшее, передовое использовать в боях с противником. А через сутки коммунисту Киселёву вновь пришлось вылетать на задание.
Утром 25 апреля воздушная разведка обнаружила вражеские транспорты в районе Гамвика. Большое их охранение, состоящее из кораблей и авиации, свидетельствовало о важности конвоя. 3-я авиаэскадрилья минно-торпедного авиаполка получила задачу нанести по нему удар и потопить находившиеся в его составе два транспорта. В 10 ч 55 мин ведомая В. Н. Киселёвым пятёрка торпедоносцев под прикрытием семи истребителей поднялась в воздух. Уже в полёте капитан получил радиограмму: «Конгс-фьорд 15 единиц атаковать». Торпедоносцы и истребители легли на новый курс и в 12 ч 56 мин обнаружили три транспорта, идущих в охранении 12 кораблей. Над конвоем барражировали 4 МЕ-110 и ХЕ-115. Оценив позиции береговых батарей и походный порядок конвоя, Киселёв решил атаковать противника со стороны берега, где кораблей охранения было меньше. Кроме того, расположенной на высоком берегу артиллерии врага в этом случае трудно было бы вести огонь по низколетящим самолётам.
После удачного манёвра капитан Киселёв подал команду: «Атака всеми средствами!» Наши истребители завязали бой с вражескими самолётами, а торпедоносцы легли на боевой курс. Киселёв выбрал самый крупный транспорт, шедший в наиболее сильном охранении, и повёл на него свою машину. Десятки снарядов рвались вокруг торпедоносца, но он продолжал сближаться с судном. Но вот один из снарядов ударил по мотору самолёта Киселёва. Показались языки пламени, а до цели было ещё сравнительно далеко. Огонь разгорался, всё более охватывая машину. Когда до транспорта осталось не более 400 м, штурман старший лейтенант М. Ф. Покало сбросил торпеду. От её взрыва транспорт водоизмещением порядка 16 тыс. т начал тонуть.
Капитан Киселёв перевалил через него и направил свой горящий самолёт в сторожевой корабль. Но мотор сдал — и торпедоносец упал в море. В том бою наши лётчики ещё потопили транспорт и сторожевой корабль и сбили три вражеских самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 24 июля 1943 года капитану В. Н. Киселёву и старшему лейтенанту М. Ф. Покало посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа старшина И. А. Берденников и сержант В. И. Жучков посмертно награждены орденом Отечественной войны I степени. В листовке, изданной политуправлением Северного флота в 1943 году, говорилось: «Герой Советского Союза капитан Киселёв победил врага оружием и силой духа. Бессмертной славой покрыли себя и его боевые друзья Михаил Покало, Иван Берденников, Владимир Жучков».
Полковник Н. ТЫРИН (1978)