Найти тему
Паша Машинист

4ТЭ10С-0001. История северного дракона

Когда-то вместе с северным ветром 4ТЭ10С-0001 взбирался на сорокатысячные подъемы, задыхался в тесных тоннелях БАМа, спускался по длинным спускам, оставляя хвост поезда в бесчисленном количестве кривых будто северный дракон. Леденящая и снежная зима Комсомольска для него была родной стихией, создатели заложили в него большой потенциал для работы в холоде (до -65°С).

Источник фото: https://clck.ru/36Zp5j
Источник фото: https://clck.ru/36Zp5j

С момента его выпуска, с 1983-го года, он трудился на Дальнем Востоке. Четыре миллиона километров этот трудяга пробежал за свою долгую жизнь. Если представить, что он водил поезда вдоль экватора, то он обогнул бы Землю 100 раз.

Источник фото: https://clck.ru/36Zp5j
Источник фото: https://clck.ru/36Zp5j

Первый не только по номеру, но и по многим показателям. Первый по мощности - на момент создания, самый мощный локомотив Союза, по суммарной мощности всех секций 12000л.с. Первый по количеству секций и длине. Из-за этого и бригада нужна была особенная - из трех человек. Всего таких исполинов было 25, многие из его братьев еще трудятся на дальневосточной дороге, но в четырёх секционном варианте, правда, уже не встретишь. На просторах интернета прочёл, что еще в 90-х годах все четвёртые секции Г списали.

Источник фото: https://clck.ru/36ZpHR
Источник фото: https://clck.ru/36ZpHR

В 2012 году он сменил место прописки, и приехал работать на Московскую ЖД. Тут и подъёмы полегче, и климат помягче - хорошее место, чтобы встретить тепловозную старость. В 2017 году в Унече его уставший мотор 10Д100 заменили на Д49, и шестнадцать поршней, расположенных по V-образной схеме, будто заново вдохнули жизнь в старичка.

Источник фото: https://clck.ru/36ZpQ8
Источник фото: https://clck.ru/36ZpQ8

С новой силой 0001 принялся за работу, пока в 2020 году огонь, рождавшийся в его разъярённом сердце, не вырвался наружу и не спалил среднюю секцию. После такой поломки трудно вернуться в строй. Он долго стоял под забором, наблюдая, как некоторых его братьев пилят на металлолом, предчувствуя, что скоро и его постигнет такая судьба.

Автор фото: Щелкунов Павел
Автор фото: Щелкунов Павел

Весной 2023 года 0001 подготовили к пересылке, и почему-то заварили окна. Появилась информация, что его отправят на базу запаса. Я подумал, что это не самая плохая судьба, могли и распилить. Но удача улыбнулась, и 0001 получил еще один шанс послужить людям, его отправили на капитальный ремонт, и не куда-нибудь, а восвояси - Уссурийск. И в сентябре 2023 года северный дракон, созданный покорять крутые сибирские перевалы, вернулся на среднерусскую возвышенность.

Все лето я работал в пассажирских, и знал, что в октябре я поеду в грузовые. Я уже видел 4ТЭ10С-0001 после капремонта на линии, и знал, что ребята его очень хвалят. Теперь я ждал, когда он попадётся мне, чтобы самому испытать его.

Автор фото: Щелкунов Павел
Автор фото: Щелкунов Павел

И вот пришел тот день, я принял "Копейку", так 0001 прозвали бригады у нас, и поехал за поездом в Присады. Там нас ждал полный вес. Поезд назначением на Владивосток-экспортный, когда-то наш сороколетний старичок лично там бывал, а сейчас 9000 км отделяет его от родных просторов. Содрогнулись облака, северный дракон будто играюче сдернул с места тяжёлый километровый поезд. Автосцепки шестидесяти четырех груженных вагонов растянулись будто позвонки, и виляя хвостом по длинным кривым, иногда издавая рёв большой громкости, он принялся за любимое дело.

Автор фото: Щелкунов Павел
Автор фото: Щелкунов Павел

В Уссурийске 4ТЭ10С-0001 привели в отличную форму, и пять тринадцатитысячных подъёмов на нашем участке были легко преодолены. Я закончил рейс, просквозил тепловоз, немного пофотографировал его и пошёл на отдых, размышляя о нелегкой судьбе этой машины.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Если понравилось, поддержите лайком.

Всё, что движется

Еще больше материалов, связанных с транспортом в телеграм.⬆️